ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
ЦЕЛЬ: воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям, знакомить с жизненными ощущениями, которые играют в жизни человека огромную роль.
ЗАДАЧИ:
-раскрыть психологические механизмы, которые являются основой настроения;
-развивать у детей адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-актуализировать представления об эмоциях;
-способствовать развитию у детей рефлексии и научить анализировать собственное состояние.
ХОД
1.Введение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Светлана Викторовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).
2. Работа по теме.
Открывается занавес — сидит девочка, плачет.
Воспитатель:
Сидит Надя, скучает, а всяк ее поучает
Дети (подбегают к ней по одному):
— Займись делом, порисуй мелом! (ребенок с мелком)
— Возьми лопатку, вскопай грядку! (ребенок с лопаткой)
— Позвони Косте, позови в гости! (ребенок с телефоном)
— Попрыгай, Надюшка, не сиди как старушка! (ребенок с прыгалками)
Надя:
Оставьте меня в покое, У меня настроенье такое!
Воспитатель:
Отгадай, честной народ, какая же эмоция тут живет?
Воспитатель вынимает пиктограмму эмоции грусти.
Дети: Грусть!
Какое настроение у Нади? Как вы определили? Почему она такая? А что плохого в том, что она грустная? (Ни с кем не играет, не разговаривает). Хорошего? (Не дерется).
Сегодня мы с вами поговорим о настроении, и каким оно должно быть. Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет учиться, трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. И для этого, что мы должны делать? (Зарядку) Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка- это залог хорошего настроения, так мы дарим друг другу здоровье и радость. Давайте и мы подарим улыбку друг другу. Для этого нам необходимо встать в круг.
3.Упражнение «Подари улыбку»
Дети повторяют за взрослым слова и движения, стоя в кругу:
«Улыбнусь правой ручке (поворот головы вправо)
Улыбнусь левой ручке (поворот головы влево).
Улыбнусь правому ушку (дотрагиваются до правого уха).
Улыбнусь левому ушку (дотрагиваются до левого уха).
Улыбнусь соседу (поворачиваются к соседу).
Солнцу улыбнусь (руки вверх).
С друзьями обнимусь (все обнимаются).
(Дети садятся на свои места)
4. Беседа
Какие эмоции вы знаете? (Положительные (хорошие) и отрицательные (плохие))
Разделите эмоции на положительные и отрицательные (на доске - пиктограмма эмоций)
5. Психологический практикум.
Вот вам задание. На доске 2 бабочки, какая из них грустная, а какая веселая?
Обсуждение
- Чем отличаются бабочки друг от друга? (цветом)
Вывод
Цвет помогает в выражении эмоций.
6.Игра «Что напутал художник» ( злой колобок)
Давайте исправим ошибку, которую сделал художник. Колобок добрый и мы ему нарисуем (улыбку). Молодцы, вы правильно справились с заданием.
7.Игра «Раз, два, три …покажи».
Давайте поиграем. Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался, покажи. Вы должны показать на лице страх.
8. Работа по теме
Воспитатель: Отгадай, честной народ, Какая же эмоция тут живет? (показ эмоции гнева)
Дети: Гнев!
Почему человек становится злой? (обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается). А что хорошего? (ничего).
А что хорошего в том, что человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми играет). Плохого? (Если его обидят, он станет грустным).
Упражнение с воздушным шариком на совладание с гневом.
Воспитатель: Ох, с гневом-то осторожно надо обращаться! Пусть ко мне подойдет Рустам, мы покажем вам с помощью воздушных шариков, как это сделать.
Представьте, что воздушный шарик — это вы сами, а воздух в этом шарике — гнев, который в эту минуту вас так и переполняет. Что будет, если весь свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?
Надутый, но не завязанный шарик Рустам сразу отпускает из рук.
Воспитатель: Как себя вел наш шарик?
Рустам: Как бешеный! Он натыкался на стены и носился как сумасшедший! (Сохранена лексика реального ребенка.)
Воспитатель: Так и люди, если так будут поступать, могут обидеть кого-нибудь, да и себе набить шишки! А теперь моя очередь показать свой шарик. Выпускает воздух из шарика постепенно, и он осторожно сдувается.
Воспитатель: Как себя вел наш шарик?
Мой шарик гнев выражает, но никого не обижает!
Ребята, давайте поиграем, ведь мы-то знаем, что игра — лучшее средство от грусти и печали. А кто ко мне присоединится, тогда наверняка развеселится!
8.Игра « Король-боровик» Хоровод.
В центре ребенок в шапочке гриба: король Боровик.
Король Боровик:
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Дети (останавливаются и говорят Боровику):
— Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай
- Свои чувства выражай!
Боровик (топает ногами):
— Ох, я злюсь, ох, я злюсь, Очень сильно сержусь!
Дети (Боровику):
— Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох-выдох),
Улыбнись от души! (улыбаются)
Воспитатель: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои чувства выражать, никого не обижать.
Сейчас мы с вами познакомимся с одним способом, который поможет избавиться от плохого настроения и отрицательных эмоций.
(воспитатель на стол ставит мусорное ведро.)
Ребята, давайте порассуждаем, зачем человеку нужно мусорное ведро?
Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?
(обсуждение ответов детей)
Вывод.
Воспитатель. Мусор постепенно наполнил бы комнаты, стало бы тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди бы начали болеть. Но ведь так же и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, ставшие ненужными и бесполезными. Некоторые люди любят копить обиды, капризы и страхи. Давайте выбросим те эмоции, которые нам не нужны в мусорное ведро. На доке разные эмоции, выберите от которых вы хотите избавиться. Назовите ее, скомкайте и выбросите в мусорное ведро.
11. Итог
Что нового вы сегодня узнали? (Настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?
Следите за своим настроением, вовремя избавляйтесь от плохих и злых чувств и обид и тем самым создавайте вокруг себя благоприятный психологический климат, который будет способствовать гармоничным отношениям с окружающими.
10.Релаксационное упражнение «Веселый торт»
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку и хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек-
Непременно захохочет!
Дети угощают испеченным тортом гостей.