Классный час
Классный час рекомендуется проводить один раз в неделю во время, отведённое расписанием, а в первые месяцы учебного года несколько раз в неделю.
Тематику классных часов согласовывать с планом воспитательной работы и разработанной тематикой классных часов в колледже на весь период обучения.
Примерная тематика классных часов в группе:
- решение повседневных проблем и организационных вопросов, появившихся у группы;
- обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи и др.);
- встречи со знаменитыми выпускниками , специалистами, представителями общественных организаций и др.;
- проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
- беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, отделения, колледжа;
- встречи с психологом.
Классные часы по тематике:
1.Организационные – проводятся с целью выбора актива группы, планирования внеклассной работы на семестр, распределения обязанностей для подготовки к какому-либо мероприятию. Во время таких классных часов можно провести обсуждение качества прове¬денного мероприятия, выслушать отчет актива о проделанной работе. Для организационных классных часов можно использовать формы: беседы, свободное обсуждение, регламентированная дискуссия.
Классный час может быть посвящен подготовке к какому-либо мероприятию. В таком случае определяются творческие группы, каждая из которых получает задание: выпустить стенгазету, сочинить стихи, отрепетировать сценку или песню и т. п.
Для подготовки к мероприятиям можно использовать метод «мозгового штурма». Он заключается в том, что студентам предлагается творческое задание, через несколько минут они по очереди начинают давать свои варианты, идеи, мысли. Все предложения фиксируются, но сразу не обсуж¬даются и не оцениваются. После того как выскажутся все, каждая идея обсуждается, а если она удачная, то развивается и доводится до реализации.
2.Профилактические – направлены на предупреждение правонарушений, несчастных случаев, профилактику заболеваний, вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и безопасного поведения.
Во время таких классных часов студенты должны знакомиться с правами и обязанностями, утвержденными уставом колледжа, с Конвенцией о правах ребенка, с законами об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за правонарушения, с правилами безопасного поведения на дорогах, улицах, в общественных местах. Необходимо напоминать о поведении в случае пожара, обнаружения взрывных устройств, правила поведения у водоемов и на воде в летний и зимне-весенний периоды.
Профилактические классные часы можно посвятить беседе о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Для таких классных часов целесообразно привлекать специалистов.
Формы проведения профилактических классных часов весьма многообразны: беседы, инструкции, устные журналы, пресс-конференции со специалистами, ролевые игры, ток-шоу, интервьюирование и т. д.
3. Психологические классные часы направлены на изучение студентами личных индивидуальных особенностей, классного коллектива, на осознание и оценку отношений с ровесниками, родителями, преподавателями. Смысл этих классных часов сводится к социальной адаптации в студенческом коллективе.
Психологический классный час может состоять из следующих этапов:
1) Изучение с помощью соответствующей методики особенностей высшей нервной деятельности (темперамента, памяти, интересов, своего положения в коллективе, коммуникативных свойств, отношений с родителями и т. п.).
2) Рекомендации преподавателя или психолога (например, о развитии памяти и внимания, о формировании тех или иных черт характера).
3) Выполнение упражнений (психологический тренинг), обсуждение или проигрывание ситуаций.
Психологические классные часы желательно разрабатывать с помощью педагога-психолога колледжа.
4. Воспитательные – имеют большей частью патриотическое, нравственное, этическое и эстетическое направления.
Это уроки мужества, посвященные Великой Отечественной войне, классные часы о дружбе, о любви, об отношении к матери, родине, городу, в котором живем, к колледжу, в котором учимся.
На урок мужества можно пригласить ветеранов войны; попросить детей рассказать о своих родственниках, участвовавших в боевых действиях, принести их награды, фотографии. Это может быть исторический экскурс, устный журнал, обсуждение прочитанных художественных произведений, просмотр документальных фильмов или фрагментов художественных фильмов о войне.
Классные часы на нравственные темы можно проводить в форме диспута, свободной дискуссии. Для более интересного обсуждения можно при¬влекать отрывки из художественных произведений, статьи из газет и журналов.
5. Познавательные – направлены на расширение кругозора студентов, применение ими знаний, полученных на занятиях и при чтении дополнительной литературы. Такие классные часы проводятся в форме игр (это викторины, КВН, брейн-ринг и др.)
Для их проведения выбирается инициативная группа, которая готовит и проводит игру; формируются команды игроков, команды болельщиков. Безучастных наблюдателей быть не должно, поэтому болельщикам дается какое-либо задание, выполнение которого может принести баллы своей команде.
6.Развлекательные – проводятся реже. Их цель – поздравить именинников с днем рождения, девушек – с 8 марта, юношей – с 23 февраля. На таких классных часах звучат поздравления, вручаются подарки, проводятся веселые конкурсы, возможен маленький концерт с песнями и инсценировками, а также чаепитие или угощение.