КЛАССНЫЙ ЧАС
МИЛОСЕРДИЕ
Цели:
1. Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознания.
Задачи:
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии.
Форма: классный час - беседа.
Участники: обучающиеся 2 класса.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Подготовительный этап:
1. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
2. Трем ученикам дано задание – найти в толковом словаре объяснение слова «милосердие».
3. На уроке музыки выучить песню «Дорогою добра».
4. На уроке технологии – вырезали из цветного картона сердечко.
Предполагаемые результаты:
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
- Доброе утро, дорогие ребята, гости! Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Я предлагаю вам посмотреть на экран.
Просмотр фильма (притча об индийском мальчике на берегу океана).
-Давайте поразмышляем о том, чем этот сюжет привлёк ваше внимание.
- О ком мальчик заботился? (о морских звёздах)
- Кто ему помог вернуть морских звёзд в океан? ( Рыбак)
- А какой поступок совершил рыбак? Почему он отпустил рыб?
- Что означает заботиться? (думать о ком-то, не бросать в беде, помогать).
- А какое должно быть сердце у такого человека?
- Как можно назвать одним словом эти качества. ( Милосердие).
- И так ребята, о чём мы сегодня будем говорить? О милосердии.
- Как вы понимаете, что такое милосердие?
Дети: Милосердие…
- Милое сердце;
- Доброта, сострадание.
- Всевозможная помощь;
- Добрые поступки;
- Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
- Давайте узнаем какое толкование слова «милосердие» нашли Дари, Амина и Алина.
Девочки выходят к доске, рассказывают найденные в разных толковых словарях статьи.
- Милосердие в словаре Сергея Ивановича Ожегова означает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- У Владимира Ивановича Даля милосердие – «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому».
- В словаре Константина Дмитриевича Ушинского «Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».
- Итак, значит милосердие - это …….. (предлагаю детям сделать вывод).
- Каждый ли способен на милосердие?
- Какими качествами должен обладать такой человек?
На доске листочки с напечатанными словами, обозначающими разные качествами людей.
честность
жадность
ответственность
лживость
доброта
эгоизм
смелость
грубость
отзывчивость
равнодушие
сочувствие
зависть
грубость
злость
любовь
Дети выходят к доске, выбирают качество и прикрепляют листочек в один столбик с объяснением, почему они так считают.
Подводим итог.
Физминутка. Давайте и мы с вами поможем этому мальчику сделать доброе дело (на берегу океана собираем морских звёзд и отпускаем в океан).
- Ребята, а в каких пословицах и поговорках сказано о доброте и милосердии?
Дети выходят к доске и говорят пословицы, которые дома заранее нашли.
- Молодцы! Вы очень хорошо дома поработали. А теперь я хочу вам предложить, рассмотреть разные ситуации и решить правильно ли поступают ребята?
На слайдах – картинки с разными примерами поступков детей. Ребята дают оценку каждому поступку.
- Как вы думаете, где находится сад доброты и милосердия у каждого человека?
Дети отвечают…
- В сердце!
- Правильно!
- Мы с вами на уроке труда сделали сердечки. Достаньте их.
- А сейчас пусть каждый из вас вспомнит - был ли в его жизни случай, когда он проявил милосердие и доброту и помог кому – то. Если да, то прикрепите свое сердечко на доске.
- Начинаю с себя. Я спасла маленького щенка, который зимой замерзал на улице и он обрел дом и хозяина в лице Анастасии Вадимовны.
Дети выходят к доске, говорят о своем поступке и прикрепляют свои сердечки.
- Ребята, делайте добро, проявляйте милосердие. Ведь доброта спасёт мир!
В конце классного часа все вместе поём песню «Дорогою добра»
Глоссарий.
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих- нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.
АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.