Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»
Конспект классного часа в 6 классе по теме:
«Мораль и нравственность»
Выполнила: Бабушкина Светлана Борисовна,
Классный руководитель 6 к класса
Классный час в 6 классе
Тема: Мораль и нравственность.
Цель: формировать у пятиклассников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.
Задачи:
Развивать творческие и познавательные способности
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе
Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация.
Ход классного часа.
(Слайд 2)Добрый день, дорогие ребята, учителя. Классный час я хотела бы начать строчками из
стихотворения Евгения Карганова «Кого я уважаю» . Послушайте и скажите, о каких качествах говорится в этом стихотворении? (Трудолюбие, патриотизм, доброта, красота, любовь к природе )
Я уважаю муравья за то, что он трудолюбивый.
Я уважаю соловья за песен звонких переливы.
Я уважаю снегирей ,и дятлов тоже уважаю
За то, что родины своей они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег, за то, что он весной растает.
Я очень уважаю тех, кто никого не обижает.
-Прослушайте отрывок из произведения и назовите автора, название: (Слайд 3)
Басня! Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей сДубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".- "Пусть сохнет", говорит Свинья: "Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
- Автор, название, о ком басня, Как ведет себя свинья? Как называется в басне поучительный вывод? Какова мораль этой басни? (Неблагодарность свиньи, кот.живет за счет других. невежа, невежда). А что такое мораль в жизни?
-Ребята! Сегодня мы поговорим о морали и нравственности (Тема). (Слайд 4)
Цели: Мы должны выяснить, что же такое мораль и нравственность? Чем различаются эти два понятия? Как мы понимаем, какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет? В праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
На партах у вас лежат словари, найдите и прочитайте эти определения. (Слайд 5)
(Слайд 6)* В обществе принято жить по нормам морали- это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения, признанными обязательными для исполнения.
*Толковый словарь Ушакова: Нравственность-совокупность норм морали, определяющих поведение человека.
(Слайд 7)За выполнением нравственных норм следит сам человек, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки.
Слайд 8-9 Посмотрите на слайд.
В парах вам необходимо посовещаться и заполнить пустые строчки на слайде. Нормы морали.
-выполняете вы эти правила?
- расскажите пример из жизни, когда вы соблюдали моральные нормы.
-Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения, принятыми в обществе.
Но главное не просто знать, но и выполнять.
- Ребята, а вы когда-нибудь ехали в поезде? Куда ездили? А какие попутчики вам попадались в купе? Помните?
Слайд 10. Работа в парах. А теперь, давайте представим себе, что ехать вам далеко, мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А вот и список, из которого вам надо сделать свой выбор. Будьте внимательны, у вас несколько минут. И конечно же вам надо будет объяснить свой выбор.
Российский экспресс
Цыганка.
Молодой человек больной СПИДом.
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
Кавказец – мусульманин.
Человек из деревни с большим мешком.
Африканский студент.
Подросток похожий на наркомана.
Бывший заключенный.
Таджик в национальной одежде.
Полицейский.
Ребята выбирают себе попутчиков и объясняют , почему сделали такой выбор.
Учитель может задавать наводящие вопросы:»
-А почему ты не выбрал подростка похожего на наркомана? Может он вовсе не наркоман, а просто больной, уставший?»
- «А кавказца-мусульманина? Разве один человек может отвечать за поступки других, может он хороший человек?»
- И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. Д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Слайд 11. Английский государственный деятель, политик и писатель Филипп Честерфилд в своей знаменитой книге «Письма к сыну», писал:
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям.
-Ребята, то, как мы относимся к другим, вернется к нам тем же.
Слайд 12. Слова Аристотеля.
Ребята, а вы любите играть? И я люблю. Давайте поиграем, игра называется: « Дрозд».Это птичка такая. Игра в парах.
-Я - дрозд.
-Ты - дрозд.
У меня – нос.
У тебя – нос.
У меня – щечки алые.
У тебя – щечки алые. – Мы два друга, любим друг друга.(В игре дети указывают друг на друга, трогают друг друга за нос, щечки и обнимаются.)
-Какие качества человека проявляются в этой игре? (доброжелательность, внимание…)
Слайд 13.-А что может произойти, если не соблюдать моральные нормы? А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам?
Предлагаю посмотреть притчу (небольшая поучительная история) (Прочитать понятие притчи со слайда.
Притча называется «Всё оставляет свой след».-включить видео.
- о ком притча?
- зачем старик сказал забивать гвозди?
- зачем попросил вытаскивать гвозди? Какие моральные нормы нарушены?
- почему нужно соблюдать моральные нормы?
что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?
- в вашей жизни были похожие случаи?
Ответы детей
- о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой
-нельзя зря обижать других
-нужно уважительно относиться к другим людям.
Слайд 14 -Ребята, давайте назовем простые нормы нравственности:
- уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, быть вежливым, аккуратным человеком, - уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.
Слайд 15 -В заключении определим ваш моральный уровень. Вам придётся ответить на вопросы. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы?
Слайд 5
Блиц-опрос:
Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)
Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)
Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)
Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)
Уметь благодарить- это норма? (ДА)
Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)
7.Дети должны помогать родителям? (ДА)
Слайд 16. Результаты анкетирования:
«да» 5- высокий нравственный уровень.
4-средний нравственный уровень.
3-1-низкий нравственный уровень.
Слайд 17-Давайте подведем итог нашей работы.
Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и чтобы всем было приятно и комфортно жить в этом обществе, нужно следовать простым нормам нравственности. Нужно не только знать, но и соблюдать нормы морали.
Слайд 18.Рефлексия: Ребята, оцените свою работу:
Зеленый смайлик: Я активно участвовал, мне было интересно; размышлял и высказывался по предложенными ситуациями, получил возможность сделать выводы о нравственности или безнравственности поступков людей.
Жёлтый смайлик: Я слушал, но не проявил себя в полную силу, понимал о нравственных причинах поведения людей, сам для себя сделал выводы о нормах поведения.
Красный смайлик: Мне было не очень интересно; не вижу смысла разбирать ситуации, искать причины поведения людей и о них высказываться.
Слайд 19. Спасибо за внимание.