Классный час на тему «Мораль и закон»
в 7 классе
Классный руководитель: Кузьминова Т.Н.
2011-2012 уч.г.
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры школьников
Задачи:
- способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков;
-формировать активную жизненную позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора;
Эпиграф: Истинный показатель цивилизации-
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Р.Эмерсон
Ход классного часа:
1. Обсуждение притчи
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение – трудно было людям добраться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя и звёзды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил:»Нам нужно написать законы, которые коснуться не только природных явлений, но и самого человека. Если мы сделаем это правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной, счастливой»
Вопросы для обсуждения:
- прав ли мудрец?
-нужны ли людям законы?
-почему человек нарушает закон?
2. Работа над нравственными понятиями:
В конвертах лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Учащиеся должны объяснить их доходчиво, проиллюстрировать на примерах.
Вежливость, гордость, любовь, нравственная культура;
Скромность, милосердие, выдержанность, грубость;
Трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость;
Искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.
Возможные определения каждого варианта:
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основано на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно целям, несмотря на трудности и препятствия.
Гордость – это нравственное качество личности, которое отражает внутренне достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость – качество личности человека, характеризующееся следующими признаками: отсутствие доброжелательности, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убеждённости на их правоте.
Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.
Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.
Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.
Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает свободу и независимость своей страны и личности главной ценностью.
Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности, степенью проявляемого усердия, старания.
Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязанностям и обязательствам.
3. Создание «Азбуки нравственности» для себя и уч-ся младших классов:
1. Знай законы! Незнание законов не освобождает от ответственности.
2. Уважай людей, которые тебя окружают. У каждого есть своё мнение, оно требует к себе уважения.
3. Учись доказывать свою правоту, но говори только правду. Один раз соврав, ты дашь повод не верить тебе в будущем.
4.Уважай младших и старых, они заслуживают этого.
5. Знай правила поведения в разных ситуациях.
6. Прежде, чем делать, думай о последствиях.
7. Уважай родителей, они желают тебе добра.
8. Умей отказать тому, кто стремиться вовлечь тебя в неприятную ситуацию.
9. Всегда будь культурным и вежливым, не груби, не пререкайся.
4. Самооценка нравственных качеств:
Карточки с нравственными качествами (см.пр.3) предлагается подобрать каждому для себя, для своего характера.
5. Обсуждение ситуаций:
Гена отмечал день рождения на дискотеке. Было очень весело. Парень из 9 класса в перерыве предложил выйти покурить.
Ребята после дискотеки отправились домой. Во дворе дома они заметили машину, хозяин которой отошел в магазин и не запер дверь. Друзья Гены предложили покататься, а потом вернуть машину на место. Никто не возражал.
6. Подведение итогов занятия