Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казацкая средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Мы Вас никогда не забудем!»
Подготовила и провела
классный руководитель
10 класса:
Черноусова Наталья Ивановна
2015 г
Цель: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории углублённое изучение истории Великой Отечественной войны по воспоминаниям участников, тружеников тыла и детей войны (родственников, прямых предков, соседей)
Задачи:
- воспитывать чувства патриотизма, любви и преданности к своей Родине, родному краю;
- способствовать сохранению памяти о воинах Великой Отечественной войны;
- формировать чувство уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, гордость за их мужество в годы войны.
Оформление.
1. Книжная выставка «Детство, опаленное войной»: «Дети военной поры»; Ильина Е.Н. Музейные экспонаты военной тематики (фронтовые письма, фотографии и др.)
2. Выставка детских рисунков на антивоенную тему, оригами белый голубь (символ мира), красные гвоздики, георгиевские ленточки, презентация, письма с фронта.
Ход классного часа
На фоне музыки (журавли)
Классный руководитель: Сегодня мы с вами собрались, чтобы ещё раз вспомнить и почтить память тех, кому обязаны своей жизнью на Земле.
Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, мужеству. Что руководило их поступками?
Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга перед товарищами.
Героев наградили орденами, медалями, удостоили званий, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мёртвым? (ответы детей)
Нет, нужно живым, чтобы не забывали.
Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям, насколько ужасна смерть на войне. Прошло уже 70 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.
(слайд)
Мы вновь и вновь вспоминаем о ней. 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов… С боями, перебежками и ползком – 4 года! 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года! 27 миллионов за 1418 дней – это значит погибало 13 человек каждую минуту…
Война оставила след почти в каждой семье. Двадцать миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась страна. В руинах 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано, разрушено около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
Разные подвиги, разные люди, разные характеры… Но у героев есть одно общее: любовь в Родине, ненависть к врагам, готовность до последней капли крови защищать свою любимую Родину.
В нашей огромной стране не найдется ни одной семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941-1945 годов.
- А может, не было войны…
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не загибались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
Нет, людям ничего не приснилось. Это всё было.
Было в жизни нашей страны. Мы все не вправе это забыть.
- Четыре взорвавшихся года.
Четыре зимы
И четыре задымленных лета,
Где жмых – вместо хлеба…
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной,
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Великую Победу одержал наш народ в Великой Отечественной войне. Трудно далась эта Победа. Много горя принесла эта война. Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, тысячи сел и деревень, совершали неслыханные зверства, не щадя ни стариков, ни детей.
Кр.- Путь к Победе был очень тяжелым и продолжался 4 долгих года. Как это было? Как начиналась война?
(Голос Левитана)
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.
(Вставай страна огромная)
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома оставались женщины, старики и дети.
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков, делать снаряды для фронта, набивали мешки песком для бомбоубежищ, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, наполняли патронами пулеметные ленты, собирали ягоды и грибы для фронта, боеприпасы для солдат.
Этим дети тоже приближали нашу Победу.
На нашем классном часе присутствуют дети войны. К ним относятся те люди, которым на день окончания войны не было 18 лет.
А мы не стали памяти перечить,
И, вспомнив дни далекие, когда ,
Упала вам на маленькие плечи
Огромная не детская беда.
Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна
У вас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война…
Но дети помогали взрослым в тылу чем могли. Сейчас наши гости сами об этом расскажут. Пожалуйста, вам слово.
Пришел час, и дети показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны. У нас в селе осталось мало участника ВО войны. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой,
К вам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни вы в войну не играли,
вы просто дышали войной.
- Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
- Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
- Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Все нам по порядку –
Как вы голодали,
Как вы замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали...
Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А вот здесь – помадку...
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вы болели?
Как же вы работали,
Если вы не ели?..
Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А пирог с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, что воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..
Отвечает бабушка:
– Что ж вы не едите?
Может быть, оладушков
Вы еще хотите?
Ой, совсем забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..
Съели мы оладушки
И пирог с капустой...
– До свиданья, бабушка,
Было очень вкусно!
- Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
- Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день!
Стихотворение С. Михалкова
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель –
Красной Армии солдат!
- У присутствующих здесь отцы воевали на фронте или пропали без вести.
1.Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
2.Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
(вечная слава героям)
- Нет, никогда не забудет человечество тех, кто ценой своей жизни спас народы от порабощения, не забудут и скромных тружениц, не забудут детей, которые быстро повзрослели и заменили, ушедших на фронт мужчин.
- Не было в истории такой войны, как Великая Отечественная. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но и, прежде всего потому, что не только взрослые, но и совсем молодые люди, даже дети, мои ровесники, становились настоящими героями.
-Большая часть работ в тылу легла на плечи женщин. Трудились без выходных. Простые советские женщины не только трудились на полях, но и растили детей. Они внесли свой посильный вклад в такую трудную, но необходимую победу, которая досталась народу и стране очень дорогой ценой.
- Сегодня нету многих с нами.
Так было впредь. И будет так.
Не угасала б только память –
Нетленности высокий знак.
Защитников – не зачеркнуть,
Помянем тех, чей пройден путь!
(метроном)
- Прошу почтить память всех воинов, погибших на фронте и пропавших без вести, тружеников тыла, всех земляков, умерших после войны. Звучит метроном.
(голос Левитана_о капитуляции Германии)
- Сколько бы поколений людей не прошло по земле, Великая Отечественная война не должна изгладиться из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу, ковал её на фронте и в тылу, - значит бороться за мир. Я считаю, войну забывать нельзя: когда войну забывают, говорили древние, начинается новая, потому что память – главный враг войны.
(День Победы)
Спасибо гостям, что пришли на нашу встречу. (дети вручают им букеты цветов). Спасибо детям, что вы так ответственно подошли к этому празднику.