СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «На пути к толерантной личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Классный час определяет следующие цели:

  • Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков.
  • Закрепить ценности толерантности, ненасилия, прав человека.
  • Сформировать навыки противостояния ксенофобии и этнической, религиозной вражде в повседневном общении.
  • Определить уровень толерантного сознания группы для дальнейшего планирования воспитательной работы.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «На пути к толерантной личности»»

Классный час

«На пути к толерантной личности»

Единственная настоящая роскошь

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери



Цели и задачи классного часа:

  1. Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков.

  2. Закрепить ценности толерантности, ненасилия, прав человека.

  3. Сформировать навыки противостояния ксенофобии и этнической, религиозной вражде в повседневном общении.

  4. Определить уровень толерантного сознания группы для дальнейшего планирования воспитательной работы.

В ходе классного часа учащиеся формируют следующие умения и навыки:

  1. Вести дискуссию с людьми, высказывающим нетерпимость по отношению к другим людям и находить убедительные для них аргументы.

  2. Контролировать свои чувства и приобрести навыки эмоциональной и правовой защиты в ситуации конфликта или преследования на почве нетерпимости.

  3. С уважением относиться к людям, идентифицирующим себя с какими-либо этническими меньшинствами, а также к тем, кто подвергается дискриминации по иным причинам.

Форма проведения: беседа – диалог с творческими заданиями.

Технология: проблемно-диалогическая

Оборудование: мультимедиа- ресурсы, музыкальное сопровождение, наглядный иллюстрированный материал.





При подготовке классного часа использовалась следующая литература:

  • Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год занятий: Книга для учителя. – Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2005.

  • Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Второй год занятий. (рукопись)

  • Мифология вражды: познание и преодоление. – М.: Права человека, 2003.

  • Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003

  • .Интернет- ресурсы:

  • http://tolerance.fio.ru/forum.php

  • http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  • http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=6

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день! Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось- приготовьте хорошее настроение, желание высказываться, позитивный настрой друг к другу!

У каждого из нас есть сердце и душа,
Которые идут по жизни вместе, не спеша
Друг друга чтут они и думают о том,
Чтоб люди были заняты добром.
Но зло сильней бывает, в грех зовет
Душа, не выдержав, тихонько отойдет
Уснет и совесть, внемля злым словам
И духа жизнь взнесется к небесам.
Так не будите зло и ложь в себе,
Оставим доброе на матушке-земле,
Пусть радуются дети, старики,
Что мы терпимы ради их любви!


Сегодня мы будем говорить о толерантности.



Тема нашего классного часа:


«На пути к толерантной личности»


В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Одной из такой точки соприкосновения является толерантность.

Толерантность –  это не уступка, снисхождение или
потворство. Толерантность – это, прежде всего,  
активное   отношение,  формируемое   на   основе
признания универсальных прав и свобод человека.

ЮНЕСКО. 

16 ноября – международный день толерантности

Декларация принципов толерантности


Историческая справка Олег Лукин:

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

Классный руководитель:

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами.

Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.   Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей СМИ (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти – нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов).
Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться  в отношениях между всеми участниками образовательного процесса.

Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества в целом.

Классный руководитель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом тако­ва: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, при­знающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распростра­нять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

Итак, ребята, что же такое толерантность: выступления детей

( толерантность на разных языках мира)

Есть в современном мире такое понятие: толерантность и близкое к нему по значению русское слово – терпимость.

Задание 1. «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (варианты ответов есть на парте).

Быть толерантным, терпимым –

  1. значит принимать людей такими, какие они есть,

  2. с уважением относиться к позициям и ценностям других людей,

  3. уметь прощать, принимать чужое мнение,

  4. быть снисходительным к поступкам других людей.

Толерантность – это

  1. Сотрудничество, дух партнёрства.

  2. Готовность мирится с чужим мнением.

  3. Уважение человеческого достоинства.

  4. Уважения прав других.

  5. Понятие другого таким, какой он есть.

  6. Способность поставить себя на место другого.

  7. Уважение права быть иным.

  8. Признание многообразия.

  9. Признания равенства других (социального блага, управление, образовательные возможности, независимо от расы, пола, религии).

  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и повелению.

  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.


Вывод классного руководителя: Это такое качество, которое проявляется, когда взаимодействуют (не­посредственно или опосредованно) два или больше человек и эти люди: чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением.

Толерантность - понятие достаточно новое.

Черты толерантной личности:

● Терпение; снисходительность;

● Расположенность к другим;

● Юмор, доверие, альтруизм;

● Умение владеть собой;

● Доброжелательность, несклонность осуждать других;

● Умение слушать, способность к сопереживанию.

Черты интолерантной личности

  • непонимание

  • игнорирование

  • эгоизм

  • нетерпимость

  • выражение пренебрежения

  • раздражительность

  • равнодушие

  • цинизм

  • немотивированная агрессивность


Классный руководитель: Соответственно, человек, который этими качествами не обладает, будет интолерантным, нетерпимым. Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.


Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


Задание 2: солнце и ежик

Определи, о какой личности идет речь:


Основные черты толерантной и интолерантной личности:выбираем – лучи (солнце) и иголки (ежик).


Классный руководитель: Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно то, есть ли в нас стремление к толерантным взаимоотношениям.

Классный руководитель : А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель – получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

И чтобы цели совпадали необходимо создать сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. В нашей жизни порой встречаются люди, которые неприятны нам по тем или иным причинам.


Классный руководитель: «Даже внутри класса существует много различий и мнений - и неприятных, и приятных, и нейтральных.

А вот насколько толерантен каждый из нас лично? Это показал тест вашей степени терпимости уважения к чужому мнению.







ДИАГРАММА






Синий- Вам свойственно толерантное отношение к людям, вы стремитесь рассматривать иные культуры без предрассудков или стереотипов, но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

Красный- Вы умеренно толерантны. В основном вы уважаете разнообразные социокультурные группы, но при этом разделяете (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используете стереотипы в отношении представителей тех или иных культур

Зеленый- Вы умеренно интолерантны. На словах вы признаете права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие к отдельным группам, ссылкаясь на общественное мнение («все так считают»),.






Классный руководитель: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.


ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.


- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.


- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.


- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.


- А нам-то что? Он сам виноват.


- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.


- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.


- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.


- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».


Девушка опустилась на колени. Парень пошел прочь.


- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, она быстро подошла к телефонному аппарату.


- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.


- Вы обязательно найдете себе счастье.


Вопросы к учащимся:

  • Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?



Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление толерантности.


Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме яблока пишут, что надо сделать, чтобы класс стал «Пространством толерантности», яблоки на­клеиваются на символический рисунок дерева, и он вывешивается в классе.

ЗАДАНИЕ: УКАЖИТЕ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ОБЛАДАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС И КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ НАЗВАТЬ ВАШ КЛАСС И ВАШУ ШКОЛУ ПРОСТРАНСТВОМ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

1.Терпимость

2.Уважение

3.Открытость

4.Дружелюбие

5.Понимание

6.Равенство

7.Уважение

8.Высокая культура общения

9.Относиться к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к нам

10Взаимоуважение

11.Вежливость

12.Умение выслушивать

13.Соблюдение прав

14.Готовность к диалогу

15.Готовность к компромиссу

16.Воспитанность

17.Готовность увидеть иную истину

18.Взаимопонимание

19Человечность

20Неприменение насилия

21Готовность признать правильность чужого мнения и ошибочность своего

22.Позитивное отношение к тому, что есть кто-то, непохожий на тебя

23. Доброта




Толерантность – значит это,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты

Школа, быт наш и уют.

Классный руководитель: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей. Проявляя толерантность, вы ничего не теряете, напротив, внутренне вы становитесь сильнее.

В заключении, прослушайте, пожалуйста, христианскую притчу «Следы»:

Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.- Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик. Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.- Как же так, Господи? – с укором воскликнул старик. – В самые трудные моменты бросал Ты меня!- Нет, - ответил Господь с небес, - в те годы Я тебя на руках нес…

Классный руководитель: – Христианская мудрость этой притчи проявляется в том, что каждый из нас перед смертью обязательно отчитывается перед самим собой, своей совестью в том, какую жизнь он прожил, восстановив ее в виде длинной цепочки следов и от того, какой след оставит человек после себя, кем бы он ни был, какую национальность ни представлял, к какой вере ни относился. Чем раньше вы, ребята, это поймете и осознаете, тем более достойную жизнь вам удастся прожить.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Классный руководитель:

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, поведение других людей, и не надо корить себя за это.

Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отноше­ния с людьми, с которыми встречаетесь.


РЕФЛЕКСИЯ

Цветограмма. Каждый участник оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов.



Цвет жетона


Красный

Все понравилось, доволен, что пришел

Зеленый

Доволен, что пришел, но не все понравилось

Желтый

Не совсем доволен, что пришел


ПОДАРОК-СЕРДЦЕ

На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла. (детям раздаются сувенирные «сердечки»).









Диета для тех, кто хочет стать толерантным


  • Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

  • Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

  • Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так ,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.

  • Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

  • Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом

  • Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя твоего друга

  • Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним


13