Ориентирующий этап | Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и подумайте, о чём сегодня будет разговор. Если б капли не дружили, Как тогда бы лужи жили? Как бы реки потекли? Где бы плыли корабли? Если б ноты не дружили, Как бы песню мы сложили? Как бы птицам распевать? Как бы солнышку вставать? Ребята, наш классный час будет посвящён очень важной теме. Прочитайте название темы.( 1 слайд) О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».( 2 слайд) Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать законы дружбы. Для того, чтобы наш разговор получился, давайте определим правила совместной работы. Ваши предложения.( Дети высказывают предложения, я показываю на слайде презентации высказывания ( 3 слайд)) Начнём нашу работу. Желаю вам удачи в сегодняшнем поиске, понимания друг друга и уважения. | Приветствие учителя. Мы будем говорить о дружбе. Дети высказывают предложения. | Регулятивные : умения организовывать свою деятельность. |
Деятельностный этап | Что означает слово «Дружба»? На листочке бумаги продолжите фразу: Дружба – это… Давайте послушаем, что у нас получилось. Кто хочет прочитать свою запись? Готовясь к классному часу, я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие (цитаты представлены на слайде 4,5) Как вы понимаете эти слова? А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит. Игра «Кто с кем дружит?» 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) 5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл). 6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов). Молодцы! Послушайте стихотворение А. Барто. Требуется друг. Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу:— дружи со мной... Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу:— Но ты учти — Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: — Ты дружи со мной одной! — Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу:— А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг... Напишу я объявленье: Срочно требуется друг! Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: (слайд 6) На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. А кто же такой друг и где его взять? Читает подготовленный ученик: Друг. А что это такое? Как же нам его добыть? Может быть, купить в аптеке? Или в гости пригласить? Может, он растет на грядке? Может, спрятался в лесу? Может, он в цветочной клумбе Пьет из розочки росу? Может, он со мною рядом – Только руку протяни? Помогите мне, ребята, Друга верного найти! Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит - настоящий друг? Выберите на своём листочке и подчеркните пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (Работа в группах) Кто хотел бы прочитать? (Группы читают свои записи) Подумайте и скажите, а какие качества есть в вас? Запишите на листочке пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя. (Дети пишут каждый на своём листочке). Кто хотел бы прочитать? (Желающие читают). Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. (Работа в группах) Задание 1 Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Возьмите конверт № 1. Из слов, находящихся в конверте, сложите пословицу. Прочитайте, что у вас получилось. Дерево сильно корнями, а человек друзьями. Почему дерево не падает? Что его держит? Кто может помочь нам в трудную минуту? Задание 2 Возьмите конверт № 2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос: -Как бы поступил настоящий друг. Ситуация 1: Твой друг стал плохо учиться и родители тебе запрещают с ним дружить. Твои действия. Ситуация 2: Твой друг сделал что-то плохое. Твои действия. Ситуация 3: Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия. (Круговая дискуссия) А теперь послушайте отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе». (Читает подготовленный ученик) Что такое «дружба» по мнению поэтессы? Задание 3 Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихотворение о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Законы дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. (Ребята в группах на отдельных листах записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.) (Круговая дискуссия). Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Десять законов дружбы: (Детям раздаются листочки, на которых написаны эти законы. Дети их читают.) Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться? Кто может сказать о своём друге, что он настоящий друг? Кто может о себе сказать, что умеет дружить? Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. | Дети зачитывают свои записи ( по желанию) Высказывания детей. Читает подготовленный ученик: Друг. А что это такое? Как же нам его добыть? Может быть, купить в аптеке? Или в гости пригласить? Может, он растет на грядке? Может, спрятался в лесу? Может, он в цветочной клумбе Пьет из розочки росу? Может, он со мною рядом – Только руку протяни? Помогите мне, ребята, Друга верного найти! Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе» Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не продаст. | Познавательные: умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |