СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Инклюзивное образование»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Инклюзивное образование»»

Балтийский федеральный университет им. Канта

Классный час на тему: «Инклюзивное образование»

6 класс





Подготовила:

Студентка 2 курса педагогического образования
с двумя профилями подготовки ( Математика. Информатика)

Шипицина Н.







г. Калининград, 2020





Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………..3

2. Основная часть……………………………………………………………………………………………………………...4

3. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….8

4. Список источников…………………………………………………………………………………………………………10

















































Введение

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и детей с физическими, интеллектуальными или иными особенностями. И дети из второй категории практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, так как в большинстве случаев их не брали в учреждения, где обучаются нормотипичные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их нормотипичных сверстников. И наиболее успешное включение в общую систему образования детей с какими-либо особенностями зависит не только от педагогического коллектива, но и от сверстников. Все нормотипичные дети должны иметь представление о том, как может быть тяжело детям с физическими, интеллектуальными или иными особенностями включаться в учебный процесс. Они должны понимать, что возможность полностью реализовать свой потенциал должна быть у каждого ребёнка, независимо от каких-либо обстоятельств.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

























Основная часть

Цели:

- Воспитывать у учащихся чувство уважения к своим школьным товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей;

- Сформировать у учащихся класса понимание сути инклюзивного образования, его гуманной, моральной сути.

Задачи:

- Ознакомить учащихся с концепцией инклюзивного образования;

- Формировать понимание необходимости образования «для всех».

Оборудования: проектор, анкеты, презентация

Дата проведения: 27.03.2020

Место проведения: г. Неман, МАОУ СОШ № 1



Ход проведения

Весь классный час мы решили разделить на три этапа:

1. Мотивация

1 ) Предлагаем соотнести тему классного часа и эмблему к нему.









2) Дети предлагают свои варианты развития урока.

3) Далее разберем фразу:

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.”

У. Джеймс

- Предлагаем детям разобрать фразу, выслушиваем их варианты понимания слов У. Джеймса

- Задаем вопрос для рассуждения: “Как сочетаются эти слова с темой нашей беседы?”

2. Целеполагание

1) Предлагаем детям порассуждать над следующими вопросами:

- “Зачем нужно образование?”

- “Почему важно, чтобы дети ходили в школу?”

- “А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?"

- “Почему, как вам кажется, не все дети ходят в школу?”

Обсуждение причин, почему не все дети имеют доступ к образованию (школы есть повсюду, и даже в мегаполисах инвалиды не имеют возможности учиться со сверстниками в одном классе)

2) Наш текст: “Нам кажется, чтобы достичь своих целей и сделать наш мир чище и лучше всем нам нужно хорошее образование. Именно оно позволит вам стать инженерами и изобретателями, именно образование поможет вам стать экологами и защитить моря и озера от загрязнения, именно образование позволит вам стать врачами и помочь другим людям. Образование позволяет нам с вами добиваться самых невероятных результатов! И главное, именно благодаря школе у нас появляются лучшие друзья. Именно в школе мы учимся вместе, мы начинаем узнавать и понимать, что мы все разные и принимать друг друга такими, какие мы есть. Например, многие дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья только мечтают о том, чтобы попасть в школу. Тем более, чтобы учиться вместе со здоровыми сверстниками.

И этот урок мы предлагаем посвятить не просто ценности образования, но и инклюзивному образованию, совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями со здоровыми одноклассниками, когда независимо от того, как мы выглядим или как быстро мы усваиваем информацию, мы могли учиться, работать и жить в одном обществе, обществе равных возможностей, обществе, открытом для всех”.

3. Основная часть классного часа

1) Предлагаем ответить на вопрос:

Что, на твой взгляд, означает инклюзивное образование? Ответь, опираясь на рисунок”













2) Рассказываем детям определение и краткую характеристику.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

3) Задаем вопрос для рассуждения: “Дети, а какие задачи решает инклюзивное образование”. Выслушав каждого, мы даем краткую теорию для общего развития.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

4) Демонстрация ролика «Инклюзивное образование: Что это такое?

Адрес доступа: https://youtu.be/LMq0phPH2lU

5) Обсуждение преимуществ инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.

6) Далее учащимся предлагается анкета (см. дидактические материалы)

7) Затем предлагается просмотреть презентацию на тему “Правила этикета с людьми с особыми образовательными потребностями”

Текст-материал для презентации (здесь предложены несколько правил, которые мы дали детям в презентации):

1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с человеком с затруднениями, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят, вполне естественно пожать руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.

4. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

5. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите.

6. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит.

7. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

8. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.





Заключение

По итогу анкетирования «Возможно ли инклюзивное образование в современной школе…» удалось сделать следующие выводы:

Вопрос №1:

100% детей знают, что есть дети с ограниченными возможностями здоровья и считают, что они ничем, в принципе, не отличаются от них самих.

Вопрос №2:

10% детей не интересует жизнь сверстников с ОВЗ в школе.

90% детей хотят узнать больше о сверстниках с ОВЗ.

Вопрос №3:

10% детей не замечают детей-инвалидов на улице.

90% детей замечают детей-инвалидов на улице и испытывают к ним жалость.

Вопрос № 4:

60% детей считают, что если товарищ сломал ногу, то он не может посещать школу.

40% детей считают, что товарищ сломал ногу, то он все равно должен посещать школу.

Вопрос №5:

80% детей не участвуют в акциях в помощь детям-инвалидам, так как считают, что им должно помогать государство.

20% детей участвуют в акциях в помощь детям-инвалидам и ищут возможность, чтобы им помочь.

Вопрос №6:

10% детей не согласны с тем, кто говорит, что дети – инвалиды такие же, как и они и могут учиться в общеобразовательной школе.

90% детей не согласны с тем, что дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе.

Вопрос №7:

85% детей считают, что дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе потому, что для них не созданы специальные условия.

15% детей считают, что дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе потому, что над ними будут смеяться.

Вопрос №8:

90% детей хотят, чтобы с ними в классе учился ребенок с особыми потребностями.

10% детей не хотят, чтобы с ними в классе учился ребенок с особыми потребностями.

На основании данного анкетирования можно сказать, что большая часть опрошенных знают, что такое инклюзивное образование, считают возможным обучение обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, и согласны с тем, что необходимо развивать данную образовательную систему.

Но вместе с тем, мнение опрашиваемых таково, что для внедрения инклюзивного образования необходима специальная подготовка учителей и школы. Возможно в настоящий момент, образовательные организации нашего региона не совсем готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опрошенные дети согласны, что нужно дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».









































Список источников

1) Этот мир одинаков для всех [электронный ресурс] - режим доступа https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-klassnogo-chasa-po-inklyuzivnomu-obucheniyu-na-temu-etot-mir-odinakov-dlya-vseh-960621.html, свободный – (14.03.2020)

2) Инклюзивное образование: Что это такое? [электронный ресурс] – режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=LMq0phPH2lU, свободный – (14.03.2020)

3) Разработки классных часов по воспитательной работе и внеклассных мероприятий: методическое пособие для классных руководителей 9-11 классов средних общеобразовательных школ / Г.А. Джумабаева, Г.Ж. Карагозуева, И.И. Воронина и др. – Б., 2015. – 150 с.

4) Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04943-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/416051 (дата обращения: 14.03.2020)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!