СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой презентацию для сопровождения классного часа на экологическую тематику и краткий конспект к ней. Конспект содержит основные направления и тезисы беседы и является основой, которую можно легко изменить или дополнить. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час»

Классный час «Год экологии»


1 часть


1. Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура. 

Печальную картину представляет собой заброшенный дом. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.

Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям. 

Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса.


2. Есть глобальные проблемы. Назовите их. Одна из них экологическая.

О статьях в журналах.

  • О чем это говорит?

  • Насколько важны эти проблемы?

  • Как вы относитесь к этой проблеме?


Четыре закона экологии

  • 1. Всё связано со всем.

  • 2. Всё должно куда-то деваться.

  • 3. Ничто не даётся даром.

  • 4. Природа знает лучше.


Просмотр фильма («Отношение человека к природе» - легко находится на Ютубе)

  • Какие экологические проблемы вы можете выделить? (можно фиксировать на доске).

  • Чья это вина?

  • Почему человек так себя ведет?

  • Как отражается это на человеке?


3. С. Михалков «Стон земли»

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала… 
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!


4. Леса

Какие проблемы касаются лесов?


  • За год в атмосферу выбрасывается 5 млрд.тонн углекислого газа.

  • По оценкам ученых, каждый год в мире вырубается 15 миллиардов деревьев.

  • На Земле ежегодно сгорает почти 350 миллионов гектаров леса.


  • Какое дерево вырабатывает больше всего кислорода?

  • Какие породы деревьев лучше всего очищают воздух? (тополь, каштан, акация, сирень, вяз, шиповник)


5. Вода

Какие проблемы связаны с гидросферой?


  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

  • Ежедневно человек расходует 150 литров воды.

  • Более 8 млн тонн пластикового мусора ежегодно попадает в Мировой океан.


  • На сколько процентов человек состоит из воды?


Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина. 

Средиземное море. Океанографы предсказывают, что эта закрытая акватория без приливов и отливов уже 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём! Неужели это мрачное пророчество – верный прогноз? 

В предынфарктном состоянии сегодня Чёрное, Азовское моря, которые уже охватил обширный инфаркт. Критические точки там, куда впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.

А вот диагноз, поставленный учёными – экологами Балтийскому морю. «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного страдающего отдышкой человека». Главные враги Балтики – городские и промышленные сбросы: фосфор и азот, попадающие с городскими стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород.

Буквально задыхается сегодня от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Несколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине - зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда. 

Очаг экологического бедствия – Аральское море, «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии.


6. Воздух

Какие проблемы есть у атмосферы?


Факты о воздухе

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

  • 500 миллионов автомобилей выбрасывают в год 67,5 мегатонн окиси углерода и 12,5 мегатонн окислов азота.

  • Что такое парниковый эффект?

  • На каком расстоянии от дороги нельзя собирать грибы и ягоды?

  • Какой тяжелый металл содержится в выхлопных газах?

7. Мусор


Общество XXI века – общество потребления.


  • Что это значит?


Сегодняшнее население Земли – общество  с у п е р п о т р е б и т е л е й. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть – 97% - идёт …в отходы.

Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран.

Современная экономика поощряет расточительство.

20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. км практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку.

Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но ещё годные вещи выкидываем.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди ещё долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.



Какие проблемы с утилизацией мусора?


Огромный остров мусорных отходов дрейфует в Тихом океане в территориальных водах США между Сан-Франциско и Гавайями. Представитель Калифорнийской береговой комиссии Крис Перри утверждает, что так называемое Большое тихоокеанское мусорное пятно начало формироваться в конце 1950-х годов. Сегодня оно в два раза превышает размер штата Техас. 80% мусорного айсберга составляют изделия из пластика, общий вес острова 3,5 млн. тонн»

  • Россия накопила 100 млрд тонн отходов, которые занимают площадь около 4 млн га. 

  • В России на свалки поступает более 4,5 млрд тонн мусора ежегодно.



Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.

Полиэтиленовый пакет – 200 лет

Подгузник – 300-500 лет
Стеклянные бутылки — никогда.


2 часть

2 тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы).

«Устами младенца»

Ведущие.

В этом туре вы познакомитесь с наиболее распространёнными отходами, возможностью их вторичного использования. Мы зачитаем высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний детей.

Задача команд: попытаться понять, что дети имели в виду .И догадаться как можно скорее.

Побеждает команда, которая первой верно назовёт отходы.


Детские высказывания:

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать. (Навоз.)


1. У детей очень много игрушек сделано из этого.

2.Это бывает разного цвета, и это очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

4. Если это поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.

5. Это нельзя выбрасывать, так как оно само по себе в природе не разлагается. (Пластмасса.)


1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.     (Бумага.)


1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.  (Стекло.) 


1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, много нервничают, громче кричат, и этого становится ещё больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.    (Шум).


1. Этого почти не видно.

2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники. (Газовые отходы.)


1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что – то новое.

5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом).


1. Это всегда чёрного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении. (Сажа.)


1. Это то, без чего человек уже не может прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого всё становится чище. (СМС.)

 

1. Это легче воды.

2. Это может плавать на воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло.)


Ведущие: 

Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире.


В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения.


А во втором – только желание и выдумка людей.


3 тур. Что может сделать один?

Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу. ( даётся время для обсуждения ).

Задания.

1 команда.

1.Вместо того, чтобы выбросить вещь, (почини и исправь её).

2. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически….(не разлагается в природе)

3. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для….( приготовления удобрения)

4. Не покупай больше, чем может…(понадобиться тебе)


2 команда.

1. Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся)

2. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…(кому-то понадобиться)

3. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую….(можно сдать, повторно использовать)

4. Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и… (сдай туда использованную бумагу).


Часть 3

Проблема вымирания многих видов животных


  • Какая это проблема?

  • Почему для Земли это так опасно?

  • Как человечество пытается справиться с экологическими проблемами?

  • В частности с сохранением животных и территорий, где они обитают?


Красные книги.

Заповедники и заказники.

Восстановление численности животных.


Рефлексия


Как можно решать экологические проблемы?

Что может сделать каждый?

Просмотр содержимого презентации
«Экология»

Природа не прощает ошибок

Природа не прощает ошибок

Экология  Экос – «дом»; логос – «наука».   Экология – наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой.

Экология

Экос – «дом»; логос – «наука».

Экология – наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой.

Леса

Леса

Леса

Леса

  • За год в атмосферу выбрасывается 5 млрд.тонн углекислого газа.
  • По оценкам ученых, каждый год в мире вырубается 15 миллиардов деревьев.
  • На Земле ежегодно сгорает почти 350 миллионов гектаров леса.
Вода

Вода

Вода

Вода

  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
  • Ежедневно человек расходует 150 литров воды.
  • Более 8 млн тонн пластикового мусора ежегодно попадает в Мировой океан.
Вода   В водах Черного и Азовского моря присутствуют все элементы таблицы Менделеева. Особенно много грязной воды приносят Дон и Дунай.

Вода

В водах Черного и Азовского моря присутствуют все элементы таблицы Менделеева. Особенно много грязной воды приносят Дон и Дунай.

Вода   Экологическая катастрофа – гибель Аральского моря.

Вода

Экологическая катастрофа – гибель Аральского моря.

Аральское море

Аральское море

Воздух

Воздух

Воздух

Воздух

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
  • 500 миллионов автомобилей выбрасывают в год 67,5 мегатонн окиси углерода и 12,5 мегатонн окислов азота.
Мусор

Мусор

Мусор

Мусор

  • Россия накопила 100 млрд тонн отходов, которые занимают площадь около 4 млн га. 
  • В России на свалки поступает более 4,5 млрд тонн мусора ежегодно.
Автобусный билет Кожура банана Бумажный стаканчик Консервная банка Шерстяной носок Деревянная палка Деревянная окрашенная доска Алюминиевые, пластиковые бутылки Полиэтиленовый пакет Подгузник Стеклянные бутылки
  • Автобусный билет
  • Кожура банана
  • Бумажный стаканчик
  • Консервная банка
  • Шерстяной носок
  • Деревянная палка
  • Деревянная окрашенная доска
  • Алюминиевые, пластиковые бутылки
  • Полиэтиленовый пакет
  • Подгузник
  • Стеклянные бутылки
«Устами младенца»   1. Его производит обыкновенная корова. 2. В небольших количествах он очень полезен. 3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. 4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться. 5. Его необходимо компостировать. НАВОЗ

«Устами младенца»

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать.

НАВОЗ

«Устами младенца»    У детей очень много игрушек сделано из этого. 2.Это бывает разного цвета, и это очень трудно сломать. 3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят. 4. Если это поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет. 5. Это нельзя выбрасывать, так как оно само по себе в природе не разлагается. ПЛАСТМАССА

«Устами младенца»

У детей очень много игрушек сделано из этого.

2.Это бывает разного цвета, и это очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

4. Если это поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.

5. Это нельзя выбрасывать, так как оно само по себе в природе не разлагается.

ПЛАСТМАССА

« Устами младенца»   1. Её изобрели китайцы. 2. У нас её получают из дерева. 3. Она легко горит. 4. Из неё получается очень много мусора. 5. На ней обычно рисуют или пишут.   БУМАГА

« Устами младенца»

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.  

БУМАГА

«Устами младенца»   1. Его делают из песка. 2. Чаще всего оно прозрачное. 3. Когда падает, оно разбивается. 4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.   СТЕКЛО

«Устами младенца»

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.  

СТЕКЛО

«Устами младенца»   1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне. 2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик. 3. От этого люди болеют, много нервничают, громче кричат, и этого становится ещё больше. 4. Его издают разные приборы, машины. 5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. ШУМ

«Устами младенца»

1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, много нервничают, громче кричат, и этого становится ещё больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

ШУМ

«Устами младенца»   1. Этого почти не видно. 2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы. 3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак. 4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения. 5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники. ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ

«Устами младенца»

1. Этого почти не видно.

2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ

«Устами младенца»   1. Это получается, когда становится старым или ломается. 2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог. 3. Это можно сдать и получить деньги. 4. Из этого можно сделать что – то новое. 5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. МЕТАЛЛ

«Устами младенца»

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что – то новое.

5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

МЕТАЛЛ

«Устами младенца»   1. Это всегда чёрного цвета. 2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики. 3. Это очень вредно. 4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной. 5. Этого много при горении.  САЖА

«Устами младенца»

1. Это всегда чёрного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении. 

САЖА

«Устами младенца»   1. Это то, без чего человек уже не может прожить. 2. Этим мы пользуемся каждый день. 3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены. 4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле. 5. С помощью этого всё становится чище.  МЫЛО

«Устами младенца»

1. Это то, без чего человек уже не может прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого всё становится чище. 

МЫЛО

«Устами младенца»   1. Это легче воды. 2. Это может плавать на воде и не тонет. 3. В речке этого много, когда в ней моют машины. 4. Это мешает дышать рыбам. 5. Это надо удалять с поверхности воды. МАШИННОЕ МАСЛО

«Устами младенца»

1. Это легче воды.

2. Это может плавать на воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.

МАШИННОЕ МАСЛО

Исчезновение некоторых видов животных

Исчезновение некоторых видов животных

Заповедные территории

Заповедные территории

Озеленение городов СИНГАПУР

Озеленение городов

СИНГАПУР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!