Тема «Природа и я»
Возраст:13-15 лет.
Цель: формирование экологической культуры и этических ценностей по отношению к природе.
Задачи:
Образовательные:
-научить школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять окружающую среду.
-дать представление о влияние позитивных и негативных поступков людей к окружающей среде.
- Сформировать представление о предмете изучения экологии.
- Формирование понятии «Экологический контроль»
- Показать пример здоровье сберегающих технологий организации учебного процесса
Развивающие:
- формирование у школьников целостного экологического мировоззрения.
- формирование умения предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в окружающей среде, а так же находить компромисс.
-формирование экоцентрического типа сознания.
- Развитие мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы).
- Сформировать представление об экологических праздник и их значении
Воспитательные:
- привлечение внимания к экологическим проблемам.
- воспитание экологической ответственности.
- способствовать воспитанию экологической культуры, уважения ко всему живому.
Оборудование: проектор, компьютер.
Вступительная беседа (введение в тему).
Этот год в нашей стране объявлен годом экологии. Так давайте поговорим о экологической культуре. Что же это? Как вы это понимаете?
- Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы
Наше занятие я хочу начать с демонстрации нескольких кадров. (1-4)
Посмотрите их и поделитесь своими впечатлениями.
Сегодня наш природный дом, наша планета оказалась в большой опасности.
«нам дом» обращается к нам за помощью и кричит «Помогите!» (5)
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем и наверняка здоровьем будущих поколений.
Что же такого плохого делает человек природе?
Каждый ли человек на нашей планете так поступает по отношению к природе?
Как вы думаете, почему они это делают?
Этих людей можно назвать экологически некультурными
Что посоветовать этим людям?
Все верно - и единственное спасение – в экологической культуре человека.
Тема нашего занятия «Природа и я»(6).
Беседа о значении слова экология.
Что же такое экология?
С греческого «экос» - это «дом», а «логос» наука.
Т.е «наука о доме».
А что мы можем назвать нашим общим домом?
-Наш общий дом – планета Земля.
Да, ребята, экология – это наука, изучающая взаимодействие всех организмов (включая человека) друг с другом и окружающей средой. И эти взаимодействия везде и всюду. Послушайте небольшую притчу: -
- Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
Какой экологический урок преподнес старый эвен рыбаку?
- Если уничтожить комаров – то исчезнет вся рыба, которая ими питается.
- Природа сама регулирует количество видов, поэтому человеку не следует вмешиваться.
- все в природе находится в равновесии и все связанно.
Все верно, в природе все взаимосвязано. Навредив одному виду, пострадает другой. А можете ли вы привести еще несколько таких примеров взаимодействия?
- В Китае были уничтожены миллионы воробьев. После развилось огромное количество вредителей и китайцы стали закупать воробьев в других странах и восстанавливать популяцию.
- В Норвегии уничтожали хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки погибли от эпидемии. Оказалось, что ястребы и совы поедали больных и ослабленный птиц и предотвращали эпидемию.
Экологический контроль
Посмотрите на слайд: завод сбрасывает сточные воды в озеро(7). Каким образом это навредит флоре и фауне водоема? Что необходимо делать в такой ситуации заводу?
- Эти вещества обязательно о сядут на водных растениях. Растения попадут в желудок рыбы, отравляя ее. И если травоядную рыбы съест хищная, то она тоже будет отравлена. Последним в пищевой цепочке может быть человек и тогда он также получит пищевое отравление.
- необходимо пропустить промышленные отходы через очистные сооружения
Идем дальше: Представьте такую ситуацию: подходите вы к своему дому и видите, как дворник сжигает листву(8). Хорошо ли он поступает? Чем это грозит местному населению?
- дворник полагает, что при сгорании листья исчезнут и ничего не произойдет, но сгорая они отравляют воздух, вызывая болезни у людей. К тому же это еще может привести к пожару.
-листья категорически запрещено сжигать. Их нужно вывозить за город или закапывать в ямы.
Вы выехали за город к бабушке в деревню, где шумит прекрасный лес и течет река. Прогуливаясь по местным красотам вы узнали что недалеко от леса есть болото и люди начали его осушать для пшеничного поля(9). Правильно ли они делают с экологической точки зрения? Как это может повлиять на лес и реку?
- река – обмелеет, лес – высохнет.
Физминутка.
Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята встают, если нет - не встают.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Уборка территории.
- Выброс дыма заводами.
- Сбор первоцветов.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Сбор макулатуры.
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
(10) Люди создали несанкционированную свалку бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и грызунов – разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Каковы будут последствия? И что необходимо предпринять властям города?
- гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий.
- проволока, доски, трубы, испорченная мебель могут стать причиной травм.
- на свалке могут образоваться ядовитые вещества.
- свалки – причина загрязнения почвы, воздуха и водоемов.
- властям необходимо убрать свалку из района жилых домов. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов.
- организовать вывоз бытовых отходов для захоронения.
(11)Идёи по цветущему лугу. Нарвать себе букет цветов или нет?
Почему это нельзя делать? Какие последствия? Предложите альтернативу.
- цветы нельзя рвать!
-цветочки прекрасны, но они предназначены для пищи животным и укрытия насекомым.
- среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения или растения индикаторы или растения красной книги.
- можно собрать небольшую часть семян растений и высадить на участке около дома/школы.
- можно сделать прекрасные фотографии или нарисовать пейзаж.
(12)Для ускорения таяния льда тротуары посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить эту проблему? Каковы будут последствия?
- весной соль попадет в почву, что отрицательно повлияет на состояние растений.
- можно вместо соли использовать природные материалы, песок или опилки.
(13)Овраг перед деревушкой зарос крапивой и лопухом. Весной сухостой придает не эстетичный вид деревне. Было принято решение сжечь старые стебли «на корню». Почему этого нельзя делать? Предложите другое решение данной проблеме.
- не факт что это решит проблему эстетичности: не факт что сгорят стебли крапивы, лопуха и чертополоха.
- это может привести к пожару.
- могут быть разорены гнезда птиц обитающих там и кладки многих насекомых что скажется на биоразнообразии.
- необходимо организовать массовый субботник. Собранную траву на субботнике захоронить для перегнивания.
Послушайте стих:
(14) Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
К чему нас призывает автор?
- к тому, что нужно беречь животных и растения, океан и сушу.
- что все взаимосвязано.
Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»
Подведение итогов (рефлексия).
Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Кто должен заниматься охраной природы?
- можем/не можем потому что мы (не) заботимся об окружающей нас среде.
- заниматься охраной природы должны все люди.
Спасибо за урок, До свидания!!!