СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по экологии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по экологии на тему: "природа и я" 

Просмотр содержимого документа
«природа и я.»



Тема «Природа и я»



Возраст:13-15 лет.

Цель: формирование экологической культуры и этических ценностей по отношению к природе.


Задачи:


Образовательные:

-научить школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять окружающую среду.
-дать представление о влияние позитивных и негативных поступков людей к окружающей среде.

- Сформировать представление о предмете изучения экологии.

- Формирование понятии «Экологический контроль»

- Показать пример здоровье сберегающих технологий организации учебного процесса


Развивающие:

- формирование у школьников целостного экологического мировоззрения.

- формирование умения предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в окружающей среде, а так же находить компромисс.

-формирование экоцентрического типа сознания.

- Развитие мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы).

- Сформировать представление об экологических праздник и их значении


Воспитательные:

- привлечение внимания к экологическим проблемам.

- воспитание экологической ответственности.

- способствовать воспитанию экологической культуры, уважения ко всему живому.


Оборудование: проектор, компьютер.








Вступительная беседа (введение в тему).

Этот год в нашей стране объявлен годом экологии. Так давайте поговорим о экологической культуре. Что же это? Как вы это понимаете?


- Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде


Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы

Наше занятие я хочу начать с демонстрации нескольких кадров. (1-4)

Посмотрите их и поделитесь своими впечатлениями.


Сегодня наш природный дом, наша планета оказалась в большой опасности.

«нам дом» обращается к нам за помощью и кричит «Помогите!» (5)

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем и наверняка здоровьем будущих поколений.

Что же такого плохого делает человек природе?

Каждый ли человек на нашей планете так поступает по отношению к природе?

Как вы думаете, почему они это делают?

Этих людей можно назвать экологически некультурными

Что посоветовать этим людям?


Все верно - и единственное спасение – в экологической культуре человека.


Тема нашего занятия «Природа и я»(6).


Беседа о значении слова экология.


Что же такое экология?

С греческого «экос» - это «дом», а «логос» наука.

Т.е «наука о доме».

А что мы можем назвать нашим общим домом?


-Наш общий дом – планета Земля.


Да, ребята, экология – это наука, изучающая взаимодействие всех организмов (включая человека) друг с другом и окружающей средой. И эти взаимодействия везде и всюду. Послушайте небольшую притчу: -


- Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. 

Какой экологический урок преподнес старый эвен рыбаку?


- Если уничтожить комаров – то исчезнет вся рыба, которая ими питается.

- Природа сама регулирует количество видов, поэтому человеку не следует вмешиваться.

- все в природе находится в равновесии и все связанно.


Все верно, в природе все взаимосвязано. Навредив одному виду, пострадает другой. А можете ли вы привести еще несколько таких примеров взаимодействия?

- В Китае были уничтожены миллионы воробьев. После развилось огромное количество вредителей и китайцы стали закупать воробьев в других странах и восстанавливать популяцию.

- В Норвегии уничтожали хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки погибли от эпидемии. Оказалось, что ястребы и совы поедали больных и ослабленный птиц и предотвращали эпидемию.

Экологический контроль

Посмотрите на слайд: завод сбрасывает сточные воды в озеро(7). Каким образом это навредит флоре и фауне водоема? Что необходимо делать в такой ситуации заводу?

- Эти вещества обязательно о сядут на водных растениях. Растения попадут в желудок рыбы, отравляя ее. И если травоядную рыбы съест хищная, то она тоже будет отравлена. Последним в пищевой цепочке может быть человек и тогда он также получит пищевое отравление.

- необходимо пропустить промышленные отходы через очистные сооружения

Идем дальше: Представьте такую ситуацию: подходите вы к своему дому и видите, как дворник сжигает листву(8). Хорошо ли он поступает? Чем это грозит местному населению?

- дворник полагает, что при сгорании листья исчезнут и ничего не произойдет, но сгорая они отравляют воздух, вызывая болезни у людей. К тому же это еще может привести к пожару.

-листья категорически запрещено сжигать. Их нужно вывозить за город или закапывать в ямы.


Вы выехали за город к бабушке в деревню, где шумит прекрасный лес и течет река. Прогуливаясь по местным красотам вы узнали что недалеко от леса есть болото и люди начали его осушать для пшеничного поля(9). Правильно ли они делают с экологической точки зрения? Как это может повлиять на лес и реку?

- река – обмелеет, лес – высохнет.


Физминутка.


Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята встают, если нет - не встают.


- Посадка деревьев.

- Вырубка лесов.

- Охота на редких животных.

- Строительство очистных сооружений на заводах.

- Разведение костров в лесу.

- Уборка территории.

- Выброс дыма заводами.

- Сбор первоцветов.

- Создание заповедников.

- Выброс газов автомобилями.

- Сбор макулатуры.


Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.



(10) Люди создали несанкционированную свалку бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и грызунов – разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Каковы будут последствия? И что необходимо предпринять властям города?

- гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий.

- проволока, доски, трубы, испорченная мебель могут стать причиной травм.

- на свалке могут образоваться ядовитые вещества.

- свалки – причина загрязнения почвы, воздуха и водоемов.

- властям необходимо убрать свалку из района жилых домов. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов.

- организовать вывоз бытовых отходов для захоронения.


(11)Идёи по цветущему лугу. Нарвать себе букет цветов или нет?

Почему это нельзя делать? Какие последствия? Предложите альтернативу.

- цветы нельзя рвать!

-цветочки прекрасны, но они предназначены для пищи животным и укрытия насекомым.

- среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения или растения индикаторы или растения красной книги.

- можно собрать небольшую часть семян растений и высадить на участке около дома/школы.

- можно сделать прекрасные фотографии или нарисовать пейзаж.


(12)Для ускорения таяния льда тротуары посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить эту проблему? Каковы будут последствия?

- весной соль попадет в почву, что отрицательно повлияет на состояние растений.

- можно вместо соли использовать природные материалы, песок или опилки.


(13)Овраг перед деревушкой зарос крапивой и лопухом. Весной сухостой придает не эстетичный вид деревне. Было принято решение сжечь старые стебли «на корню». Почему этого нельзя делать? Предложите другое решение данной проблеме.

- не факт что это решит проблему эстетичности: не факт что сгорят стебли крапивы, лопуха и чертополоха.

- это может привести к пожару.

- могут быть разорены гнезда птиц обитающих там и кладки многих насекомых что скажется на биоразнообразии.

- необходимо организовать массовый субботник. Собранную траву на субботнике захоронить для перегнивания.


Послушайте стих:


(14) Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!


К чему нас призывает автор?

- к тому, что нужно беречь животных и растения, океан и сушу.

- что все взаимосвязано.


Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»



Подведение итогов (рефлексия).

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Кто должен заниматься охраной природы?

- можем/не можем потому что мы (не) заботимся об окружающей нас среде.

- заниматься охраной природы должны все люди.




Спасибо за урок, До свидания!!!


Просмотр содержимого презентации
«кл час»

Экологическая культура

Экологическая культура