Слайд 1,2
Учитель: Добрый день, я снова рада приветствовать вас в стенах вашего образовательного учреждении. Сегодня мы проведем с вами классный час на тему «Гражданская позиция школьника что это?»
“…Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной,
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…”
Н. А. Некрасов
Учитель: Вначале нашего классного часа я предлагаю вам не большую игру, которая называется КАМУШКИ. У вас на столе стоит тарелка с камнями, возьми те себе по одному, сравните его с камешком соседа.
?Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?
Все камушки разные, как и люди, и каждого свои достоинства.
Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране. И эта страна …..............Россия. А каждый человек это в первую очередь гражданин, имеющий свою точку зрению, свою позицию. А кто же такой гражданин?
Слайд №3
Задание 1 Назовите ассоциации, связанные с понятием гражданин. Кто может быть гражданином.
Задание 2 Используя глоссарий у Вас на столе дайте определение понятию Гражданин
Слайд №4
Учитель: А вот Некрасов говорил:"А что такое Гражданин - Отечества достойный сын" Н. А. Некрасов
Слайд № 5,6
Вывод: гражданин
Задание 3 Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин?
Слайд 7,8 Схема - Я гражданин! Соотнесите данные понятия «Я – гражданин!».
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
Слайд9
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
Звучит музыка и идут картины.
Задание 4
1.Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
2.Школьник - это гражданин?
3.В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
4."Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Учитель: Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.?????
Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
???Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.
Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.
Вопросы:
Личное ли это дело каждого? Почему?
Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?
Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?
Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы,
права нарушает?
Какой вред он наносит государству?
Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.
Вопросы:
Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?
Какое право здесь нарушено?
Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?
Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?
Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?
6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?
Закрепление Группам предлагается создать разные образы.
Я гражданин
Со словом гражданин составить
Заключение.
Учитель. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?