СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Урок милосердия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ Богатовская средняя школа

 

 

Классный час

 

«Урок милосердия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель младших классов Якубова Л.Л.

 

 

 

 

 

 

Урок милосердия.

Эпиграф

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием.

Фома Кемпийский

Цель:

формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

 

Задачи:

1) помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие, одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

2) способствовать развитию нравственного самопознания; 3) воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

 

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

Ход классного часа.

 

1.Организационный момент.

 

2. Вступительное слово учителя.

 

Красиво жить не запретишь

И с Божьей помощью быть может,

Ты где-то, в чём-то победишь,

И верю, Бог тебе поможет!

Поможет Он тебе любить,

Быть добрым, честным и бесстрашным,

Добро на всей земле дарить

И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,

Чего бы ты хотел увидеть.

Я знаю, есть добро и зло,

Есть те, кого можно обидеть!

Есть те, кто обижал тебя,

Весь мир ты можешь упрекать.

Поверь, всем надо жить любя.

Поверь, надо уметь прощать!

 

- Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время, по словам известного писателя Даниила Гранина, - о милосердии.

- Как вы понимаете это слово? Приведите примеры проявления милосердия.

(Трагедия в г.Беслане в сентябре 2004 г. показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России и не только её: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.)

 

3. Рассмотреть примеры милосердия.

 

1) Анализз притчи «Возвращение блудного сына»

“Притча о блудном сыне”.

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал:

 

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного

-Какой нравственный урок даёт эта притча?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему. Помочь одному нуждающемуся важнее, чем многим, которые в этом не нуждаются.)

 

2) Милосердие — вечная тема. Она нашла отражение не только в памятниках письменности, но и на полотнах великих художников.

Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». 

В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат о порог. Возвращение блудного сына  Пишет Рембрандт, кончается срок. Не слышны приглушённые звуки, На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые руки Да лица световое пятно. Не вернуться. Живём по-другому. Не округла, как прежде, земля. Разрушение отчего дома – Как сожжение корабля. Запустение, тьма, паутина, Шорох капель и чаячий крик. И предсмертную пишет картину Одинокий и скорбный старик.

А.Городницкий

 

- Какой момент запечатлен на картине и какой урок дает Рембрандт своим величайшим произведением?

(Этим произведением Рембрандт дает великий урок любви к человеку, понимания его и прощения. Глубокая человечность и призыв к состраданию, великодушие наполняют картину художника. Прощение очень важно в жизни человека.)

 

.

Вывод. Помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи. Всем тем, кто обделён вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своём сердце «очерёдность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймём, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь.

4. Составление памятки «Жизненные правила».

Опираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Жизненные правила» (высказывания отображены на экране)

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  • Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
  • Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц.
  • Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. Л.Н.Толстой
  • Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий. Августин Аврелий
  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.Хелен Келлер
  • Милосердие начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней. Томас Фуллер
  • Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно. Аврелий Августин

Памятка «Жизненные правила»

 

1) Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2) Умейте видеть достоинства людей, цените их.

3) Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7) Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

 

5. Чтение стихотворения А.Дементьева «Как важно вовремя успеть»

 

- Тема милосердия особенно актуальна в наше ожесточенное время. Да, человек может совершить ошибку, сбиться с жизненного пути. Но как важно вовремя успеть протянуть ему руку помощи.

 

Как важно вовремя успеть Сказать кому–то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –  Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надёжное подставить! И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас Исполнить чью – то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина Потом терзает души. Всего-то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.

6. Заключительное слово учителя.

 

- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И знайте, что рядом с вами находятся люди, которые ждут от вас понимания, сочувствия, милосердия.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!