Тема: Наши дедушки, наши бабушки
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, собственным бабушкам и дедушкам, взаимопонимания и терпимости в отношении взрослых и детей.
Задачи:
Активизировать словарь по теме;
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Закрепить умение составлять рассказ – описание. Закрепить умение подбирать прилагательные к словам: дедушка, бабушка. Закрепить умение отгадывать загадки. Развивать артикуляционную, мелкую моторику и координировать движение.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям, воспитывать желание заботиться о близких.
Словарная работа: семья, подбор прилагательных к словам дедушка, бабушка, анализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.
Ход занятия
-Доброе утро дети!
Улыбнитесь друг другу и от ваших улыбок утро будет еще добрее
-Вы все живете в семьях (показ иллюстрации семья)
И это очень здорово, что она у вас есть.
А сейчас отгадайте загадки .
Кто любить не устает
Пироги для нас печет
Вкусные оладушки
Это наша (бабушка)
-Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед,
Мой родной любимый (дед).
-Правильно - это загадки про бабушку и дедушку. Они – наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап и мы должны заботиться о них.
-Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорили о ваших любимых бабушках и дедушках, а мяч – говорун нам поможет назвать их ласково.
Игра «Назови ласково»
(Дедушка, дедуля, дедуня, деда, дедулечка.
Бабушка, бабулечка, бабуля, бабуся.)
-Скажите, а вы часто видите своих бабушек и дедушек.
-Если вы живете отдельно, то пожалуйста почаще навещайте их.
-Ребята, а кто хочет рассказать о своей бабушке. Как ее зовут, какой у нее характер, чем любит заниматься, что вы любите с ней делать, и конечно, о том, как вы ее любите.
Рассказы 3-4 детей.
-Какие добрые и заботливые у вас бабушки.
Как ласково вы о них рассказали.
-А сейчас послушайте стих Е.Благинина «Бабушка – забота».
-Ну, а вы каковы? Как там с бабушкой вы?
-Этюд «Бабушка заболела».
Этюд «Бабушка заболела».
Ход этюда. У бабушки за дверью в комнате тишина. Маленькая девочка осторожно подходит к двери. Прислушивается. Открывает дверь. Подходит к кровати бабушки. Садится рядом на стул. Внимательно смотрит на нее. Гладит бабушку по руке.
Выполнение детьми этого этюда сопровождается чтением стихотворения /читает воспитатель или ребенок/:
А у бабушки за дверью
Почему-то тишина…
Может быть она больна?
Я вскочила,
Дверь открыла:
- Бабушка, ты что лежишь?
«Неотложку» вызвать на дом?
- Нет, - ответила, - не надо.
Лучше всякой «неотложки»,
Если рядом посидишь…
Болеет бабушка моя,
А «неотложка» - это я!
- Видите, ребята, как вы нужны своим бабушкам. Поэтому еще раз напоминаю: «Навещайте их как можно чаще!»
А еще от чего будет приятно бабушке?
- Правильно, помочь на кухне; помочь донести покупки. Подарить подарок, обнять, поцеловать, пригласить к обеду, к чаю. Я думаю, что все, о чем мы говорили, вы делаете для своих бабушек. Молодцы!
- Ребята, особенно мне хочется поговорить о бабушкиных руках.
Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».
- Сегодня вы принесли вещи, игрушки, сделанные руками ваших бабушек. Расскажите о них. Дороги ли они вам? Почему?
Рассказы 3-4 детей. Изделие дети держат в руках, показывают всем.
- Руки у ваших бабушек «золотые». Как вы думаете, что это значит?
Ответы детей.
- А кто же еще очень любит внуков?
Ответы детей.
- Да, это дедушка. Послушайте стихотворение про дедушку, которое написал Р. Гамзатов /читает ребенок/:
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
На зарядке солнышко рядом видит нас,
Поднимаем руки мы по команде: «Раз! »
И водой холодною, прямо из ручья,
Вместе умываемся: дедушка и я.
Я вопросы разные задаю ему:
«Где? Зачем? А скоро ли?
Сколько? Почему? »
Мне на все мой дедушка может дать совет.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
- Как вы думаете, почему столетний дедушка не кажется старым
Конкурс ответов.
- Да, дедушка, регулярно занимается спортом вместе с внуком, закаляется. Он много знает. Наверное, потому, что сам всем интересуется.
- А какой у вас дедушка? Чем вы вместе с ним любите заниматься?
Рассказы детей.
- Да, он, как и папа может отремонтировать утюг, пылесос, швейную машину; починить кран; выбивать ковры. Может вместе с папой построить дом в саду, гараж.
- Как вы можете порадовать дедушку?
Ответы детей.
- Правильно, можно подать очки, инструменты, когда он что-то чинит, принести свежий номер газеты из почтового ящика. Не забыть поздравить дедушку с Днем Защитника Отечества. Почаще общаться с ним, ведь дедушка всегда рад рассказать вам то, о чем он знает; рассказать о том, как он служил в армии, кем мечтал стать и почему.
- Ребята, чем бы вы хотели быть похожими на дедушку?
Ответы детей: быть таким же сильными, трудолюбивыми, добрыми, веселыми и т. п.
-А сейчас послушайте басню «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы к детям:
Почему дедушка все ронял на пол разбивая тарелки, может быть, он делал нарочно. (дедушка был очень старенький, руки у него были слабые, он плохо видел)
Почему так произошло, что дедушку в семье стали обижать? (сыну и его жене было не приятно, что бьется посуда, падает на пол еда, приходиться убирать за дедом)
Как вы думаете, можно обижать пожилых людей из-за того, что они уже не могут ухаживать за собой и работать на ровне со всеми! (нельзя, ведь когда-нибудь и сын и его жена тоже состарятся, и тоже не смогут делать это аккуратно)
Как родители мальчика поняли свою ошибку, что они обижали дедушку? (их сын взял с них пример, как надо относится к пожилым людям, он думал, что именно так надо ухаживать за родителями, когда они состарятся).
Как ваши родители относятся к вашим бабушкам и дедушкам?
Как ухаживают за ними? (они помогают убирать им квартиру, покупают им лекарства, продукты, приглашают в гости, поздравляют с праздниками и очень любят их)
Понимаете ребята, как важно всем нам уважать своих родителей, заботиться о них, слушаться, а так же заботится о родителях своих родителей – бабушках и дедушках.
Игра «Передай сердечко»
Давайте подумаем, что мы можем пожелать нашим дедушкам и бабушкам:
Пусть они избавятся от болезней.
Пусть живут долго, долго.
Пусть у всех будет дом.
Пусть все хорошо живут.
Пусть у всех будет вкусная еда.
Пусть мы всегда их будем радовать.
Воспитатель: посмотрите - ка, ребята, что находится в нашем сердечке (это бумажные сердечки).
А как вы думаете кому мы их подарим? (бабушкам и дедушкам)
Давайте нарисуем на этих сердечках улыбку, хорошее настроение, можете нашептать на это сердечко самые ласковые и добрые слова. (дети рисуют улыбки, говорят шепотом добрые и ласковые слова для своих бабушек и дедушек).