Цель: воспитывать культуру поведения, уважение к окружающим людям, старшим, родителям, учителям; закрепить знание вежливых слов:
«спасибо», «благодарю Вас», «пожалуйста», «доброе утро», «здравствуйте», «разрешите Вам помочь».
Вступительная часть
Человек живет в коллективе, а живя в коллективе, среди людей, нельзя думать и заботиться только о себе, пренебрегать интересами других.
Люди, которые свои интересы ставят выше всего- индивидуалисты, себялюбцы, эгоисты.
Еще не все люди, даже уважающие в глубине души других, понимают сущность этого уважения. Не все разбираются в том, что такое истинная вежливость, скромность, тактичность, внимательность к окружающим.
Беседа:
Кого мы можем назвать вежливым человеком?
Как вежливо поздороваться?
Как попросить о чем-нибудь?
Игра « Вежливо или невежливо? »
Вася сидит за партой и ест яблоко. В класс входит взрослый и спрашивает Васю, где учительница. Вася жует яблоко, перелистывает книгу и отвечает, не глядя на вошедшего: «Не знаю».
«Ты, дай линейку!»- просит у кого-нибудь товарищ. Вежливо ли это
обращение? Постарайся разобраться в этом примере.
Предположим, человек занят дома весьма важным делом, которое необходимо во что бы то ни стало завершить поскорее. Вдруг открывается дверь и входит знакомый. Ему сегодня нечего делать, ну и решил заглянуть к приятелю.
-Как поступить в таком случае? Отложить все дела и развлекать
гостя?
Видимо, многие поступили бы именно так. Конечно, не в этом настоящая вежливость. Чтобы доставить человеку удовольствие, таким гостеприимным хозяевам приходится кривить душой.
Такая «вежливость» мешает, а не помогает жить, из-за нее страдают дела, от которых зависят интересы других.
В данном случае правильнее было бы объяснить гостю, почему хозяин не может провести с ним время сегодня, извиниться и назначить встречу в другое, удобное для обоих время.
Конечно, от хозяина требуется максимум такта.
Стихотворение:
Выступал докладчик юный,
Говорил о труде.
Он доказывал с трибуны:
-Нужен труд всегда, везде!
Нам велит трудиться школа,
Учит этому отряд…
-Подними бумажку с пола!-
Крикнул кто-то из ребят.
Но тут докладчик морщится:
-На это есть уборщица!
Настоящая вежливость не различает знакомых и незнакомых, своих и чужих, любимых и нелюбимых. Надо одинаково относиться ко всем окружающим.
Вежливый поступок
Было лето. Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции «Фили»
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки
Скромно встали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял: «Иностранки.
Это видно по осанке!»
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране,
И с трудом он по-английски
Произнес: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну а сам я постою!…»
Было лето. Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
-Между прочим, мы москвички,-
Улыбается одна.
Павлик крикнул:- Как же так!
Значит, я попал впросак!
И теперь не пьет, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
Ситуация
В купе поезда разговаривали несколько пассажиров. Богомольная старушка принялась с жаром рассказывать о каком-то чуде. Сидевший рядом с ней юноша не нашел ничего лучшего, как грубо крикнуть: «Хватит вам ерунду молоть! Ничего этого не было!»
- В чем он убедил окружающих?
Да, только в своей невежливости. Был ли он прав, не поверив в чудо? Да! Но должен ли был он грубить? Разве не умнее было бы вежливо поспорить со старушкой? И если не убедить ее, то во всяком случае высказать свое мнение о том, что она не права.
Всегда необходимо с особым уважением относиться к старшим. Почему? Иногда молодежь рассуждает так: «Что общего между мной и этим стариком?» Люди, думающие так, забывают, что любой молодой человек, какое бы образование он ни получил, еще только собирается отдать обществу свои знания, свои умения, а старый же человек уже потрудился, уже сделал для других, что мог.
В школе ученики должны приветствовать весь обслуживающий персонал, всех учителей, независимо от того, знакомы они лично или нет, ведут они у вас уроки или нет. И вообще школьникам положено здороваться со всеми взрослыми, приходящими в школу, в том числе с родителями других детей, пусть им незнакомыми.
Иногда дети спрашивают: «Как быть, если родители не правы? Можно ли быть невежливым, когда, например, когда родители несправедливо обвиняют в чем-то?»
При всех обстоятельствах, даже когда правота кажется неоспоримой, нельзя забывать, что наши родители для нас- самые уважаемые люди на земле, что они больше кого бы то ни было заслуживают искреннего внимания, чуткой заботы, вежливости.
Главное- родителям нужно доверять больше, чем кому бы то ни было, всегда помнить об их богатом жизненном опыте, о том, что они больше, чем кто-нибудь, желают своим детям добра.
А теперь давайте вспомним еще раз слова, которые мы все должны произносить как можно чаще.
Словарь вежливого человека
Краткое пособие для тех, кто хочет научиться быть вежливым
Благодарю Вас - вежливая форма выражения благодарности.
Доброе утро - вежливое приветствие.
Здравствуйте – обязательное приветствие при встрече.
Пожалуйста – вежливый человек произносит это слово в среднем не менее пятнадцати раз в день.
Разрешите Вам помочь – так можно обратиться не только к старушке, но и к любому человеку.
Спасибо – выражение благодарности.
Народная мудрость гласит: «Девчонка спесива, не скажет спасибо».
Школьная мудрость говорит: «Кисель в столовой ешь, а спасибо где ж?»
«Списал что-либо – не скажут тебе спасибо».
Все вместе: Товарищи, твердите с утра по словарю:
Спасибо. Извините. Позвольте.
Разрешите. Я вас благодарю.
Литература
Характер – источник силы. Сборник учебно-методических материалов.
АКИПКРО, Барнаул, 2000г.