Классный час по теме «Любовь – добро - толерантность»
Цель: расширить знания учащихся о понятии “толерантность”, познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
Задачи:
образовательные
развивающие
способствовать развитию:
внимания, памяти, творческого мышления;
уважительного отношения между учащимися;
воспитательные
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
формирование ответственности за себя, активной жизненной позиции
здоровьесберегающие
способствовать:
Оборудование: мультимедийная установка; презентационный материал; тест.
Ход классного часа
1. Вводная часть
Приветствие.
Объявление темы и цели мероприятия.
2.Основная часть.
Вступительное слово учителя. Понятие «толерантность».
Упражнение «Толерантная и интолерантная личности». Тестирование «Насколько вы толерантны».
Заключительная часть.
Итоговое задание «Дерево толерантности».
Просмотр видео.
Подведение итогов внеклассного мероприятия.
Заключительное слово учителя.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги”).
Ход классного часа
Нашу встречу, мы бы хотели начать с разговора о значении дня толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
(Далее учитель обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (зачитывают учащиеся):
Татаренко В. - в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;
Армянинов К. - во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
Самохвалова Е - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
Татаренко В. - в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
Армянинов К. - в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
Самохвалова Е. - в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность. Тестирование «Насколько Вы толерантны»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
Итоговое задание “Дом толерантности”
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Учащиеся на листочках бумаги в форме квадратов пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, квадраты в виде окон наклеиваются на символический рисунок дома, и он вывешивается в классе).
Заключительное слово.
А в завершении нашего сегодняшнего разговора хочется сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание.
Проведя итоговое задание "Дом толерантности" выяснили, что по мнению учащихся каждый из них имеет свое мнение и возможность для создания толерантности в школе.