Классный час.
«Дружба- это здорово!!!».
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг.
Задачи:
1) формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
2) формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу. 3) развивать умения учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения;
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
(Звучит песня «Если с другом вышел в путь»)
– О чем будем говорить? (Ответы детей)
- Конечно же, мы поговорим о друзьях, о дружбе и товариществе.
Ведь, правда, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, а можно человеческую жизнь сравнить с дорогой?
(Размышления ребят)
- Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня пройдем кусочек этого пути всего за 40 минут.
Скажите, если мы представим жизнь в виде дороги, можем мы пройти её без друзей? Конечно же, нет!
У каждого народа есть легенды, пословицы и поговорки о дружбе.
II. Игра «Закончи пословицу или поговорку»
- Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Старый друг ………… (лучше новых двух).
Нет друга – ищи, … …. /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей ,… … /а имей сто друзей/.
Один за всех …………… /и все за одного/.
Человек без друзей, …… /что дерево без корней/.
Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.
Друга ищи, а ………………./найдешь – береги./
Дерево живет корнями, ....../ а человек – друзьями./
Друзья познаются ……… /в беде/.
Дружба дружбой, …….. /а служба службой/.
III. Рассказы детей о дружбе и о друзьях
1. - Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
(Маша Еремеева читает свой рассказ «Что такое дружба»)
2. - Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? (Ребята читают рассказы о своем друге.)
3. Рассказ учителя.
- Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.
– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг”
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
Вывод: - Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? (Ответы детей)
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
IV. Есть проблема! Ищем решение!
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
V. Выводы: – Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (
Ответы детей.) - Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений.
Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
- Как вы думаете, у человека может быть много друзей?
(Размышления ребят)
- Друзей у человека много не бывает.
Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это
дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в
трудную минуту, умеет прощать.
-Я хочу прочесть вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли укрыть одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы:
- Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснела Маша за Таню?
Выводы: - Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна .А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины. Как вы думаете, настоящая ли это дружба?
(Размышления ребят).
Подводим итог занятия:
– Давайте вырастим цветок дружбы! Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ребята получают лепестки и пишут по одному качеству, без которого дружба состояться не может. Затем лепестки прикрепляют к доске)
- А теперь утвердим “Законы дружбы”: ( как пример законы дружбы В.А. Сухомлинского) :
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
- Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Вывешиваем в классный уголок «Законы дружбы нашего класса»:
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Исполняется песня "Настоящий друг" (сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева).
Подошел к концу наш классный час.И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба и самый замечательный класс!