СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Права и обязанности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребёнка (20 ноября), Конвенции прав ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Права и обязанности".»

Классный час «Права и обязанности»


Подготовила учитель начальных классов

Феденко Валентина Александровна


Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребёнка (20 ноября), Конвенции «О правах ребёнка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.


Цели: обобщить знания детей об основных правах ребёнка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.


Подготовительная работа с детьми.

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.


Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:


Права и обязанности детей

  • 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

  • Конвенция «О правах ребёнка» (1989г.)

  • Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право иметь имущество.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на свободное перемещение.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.



План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).


Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель.

- Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята Международная Конвенция «О правах ребёнка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву. Я начинаю первой.


(Учитель называет своё имя, например: «Анна – аккуратная». Учитель показывает на ученика сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют своё имя, добавляя к нему прилагательное).


II. Интерактивная беседа «Право на имя».

Классный руководитель:

- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?


Дети:

- Конечно, имеем.


Классный руководитель.

- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?


Дети.

- Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.


Классный руководитель.

- Да, это первый ваш документ. А что там ещё записано, кто знает?


Дети.

- Там ещё записаны имена наших родителей.

Классный руководитель.

- Правильно, а ещё там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие ещё есть у детей прав? Где они записаны? Кто их утверждал?

(Примерные ответы детей: - В Конституции, законах, указах и т.п.

- Разрабатывали президент, депутаты и т.п.)


III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

Классный руководитель.

- Ребята, все прав детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, гололёд и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была придумана Конвенция «О правах ребёнка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?


(Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи).


IV. Ролевая игра «Юридическая консультация».

Классный руководитель.

- Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребёнка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции « О правах ребёнка»…».



Маугли.

- Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?


Примерные ответы детей:

- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам ещё нет 18 лет, значит, вы ребёнок и имеете те же права, что и все дети.


Маугли.

- Ноя не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?


Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.


Классный руководитель.

- Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.


Гарри Поттер.

- Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?


Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.


Классный руководитель.

- Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?


Примерные ответы детей:

- Не все знают права детей.

- Не считают детей полноценными людьми.

- Не уважают детей, считают их глупыми.


Классный руководитель.

- Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноценными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.


V. Разбор ситуаций «Права и обязанности».


Классный руководитель.

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?


Сценка 1.

Мама.

- Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын.

- А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.


Классный руководитель.

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети.

- Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.


Сценка 2.

Классный руководитель.

- Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля.

- Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!


Классный руководитель.

- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети.

- Кроме прав у Оли есть и обязанности дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанности уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других!


Сценка 3.

Классный руководитель.

- Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только помыли!

Иванов.

- А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!


Классный руководитель.

- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети.

- А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.


Сценка 4.

Классный руководитель.

- Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров.

- Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель.

- Правильно ли рассуждает Петров?

Дети.

- Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.


Сценка 5.

Мама.

- Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын.

- Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!


Классный руководитель.

- Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?

Дети

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести – за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.


Классный руководитель.

- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети.

- Конвенцию «О правах ребёнка».


Классный руководитель.

- А чего они совершенно не знают?


Дети.

- Они не знают, что обязаны уважать права других людей.


Классный руководитель.

- Как же примирить свои права с правами других людей?

Дети.

- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.


VI. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель.

- Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Дети.

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.