Классный час для учащихся 6 класса
Тема: «Ребенок и закон, поступок и преступление».
Цель: воспитание правовой культуры школьников.
Задачи:
1.учить учащихся различать понятия проступок, правонарушение, преступление; нравственной оценке своих поступков;
2.закрепить знания о правах и ответственности подростка;
3.формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки;
4.воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: карточки для составления схемы «Поступок и преступление», карточки с заданием для работы в мини группах «Проступок, правонарушение, преступление», презентация, видеоролик «Правонарушения в мультфильмах».
Ход мероприятия.
Слайд 1
«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням».
А. А. Бестужев-Марлинский
В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, нам помогло выяснить анкетирование.
Слайд 2
Результаты анкетирования
Результаты показали, что вы не совсем точно владеете понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», поэтому некоторым поступкам ребят дали неточную оценку.
Слайд 3
Поэтому этой проблеме мы посвящаем наш классный час, который называется «Ребенок и Закон, поступок и преступление».
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал...», «Не думал...», «Не хотел...», - этот лепет часто приходится слышать.
Приблизительно каждый пятый преступник по этой причине подросток. Это сотни подростков каждый год.
Два из трёх преступлений несовершеннолетних - имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений. Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение, а за плохие - . . .? (Наказание. Выговор.)
За плохие поступки мы несем ответственность.
Задачи мероприятия: выявить значение понятий «проступок», «правонарушение», «преступление», их отличия и виды наказания за них; разобраться, какую ответственность мы несем за совершение различных поступков.
Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России.
Слайд 4
-Что такое проступок?
Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение, отличающееся небольшой общественной опасностью.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16-ти лет.
-Что такое преступление?
Преступление – серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
-В чем отличие этих понятий?
Выступление инспектора ОДН о правонарушениях в области.
Слайд 5-8
Существует несколько видов юридической ответственности при нарушениях, на некоторых из них мы остановимся подробнее, потому что они имели место у нас в классе:
Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.
Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения.
Ответственность наступает с 14 лет.
Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;
неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
оскорбления участников образовательного процесса;
распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
иных противоправных действий (бездействия).
Наступает с 14 лет, а в некоторых случаях с 17 лет (имеющие нарушения по состоянию здоровья).
Наказания к правонарушителю: меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия).
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
-Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?
-Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами правонарушение?
Закрепление.
Выполнить задание: распределить поступки в 3 группы:
Проступок правонарушение преступление
2, 5, 6, 8 1, 7 3, 4
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
- Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?
-Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
- А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, не говорить неправду.
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами для того, чтобы за вами они приехали.
-За какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
1.Нарушение правил дорожного движения.
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.
- А какие права вы имеете?
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?
- Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?
В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
- А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете?
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Слайд 9
- Предположим, вас привели в отделение полиции. Вы обязательно должны знать:
Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!
-Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников.
-Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
-И в завершении классного часа, прошу вас продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...