СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Ребенок и закон, поступок и преступление».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для детей с ОВЗ среднего и старшего звена в Специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Ребенок и закон, поступок и преступление».»

Классный час для учащихся 6 класса

Тема: «Ребенок и закон, поступок и преступление».


Цель: воспитание правовой культуры школьников.


Задачи:

1.учить учащихся различать понятия проступок, правонарушение, преступление; нравственной оценке своих поступков;

2.закрепить знания о правах и ответственности подростка;

3.формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки;

4.воспитывать чувство ответственности за свои поступки.


Оборудование: карточки для составления схемы «Поступок и преступление», карточки с заданием для работы в мини группах «Проступок, правонарушение, преступление», презентация, видеоролик «Правонарушения в мультфильмах».


Ход мероприятия.

Слайд 1

«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням».                    

А. А. Бестужев-Марлинский


В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, нам помогло выяснить анкетирование.


Слайд 2

Результаты анкетирования

Результаты показали, что вы не совсем точно владеете понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», поэтому некоторым поступкам ребят дали неточную оценку.


Слайд 3

Поэтому этой проблеме мы посвящаем наш классный час, который называется «Ребенок и Закон, поступок и преступление».

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Имен­но в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал...», «Не думал...», «Не хотел...», - этот лепет часто приходит­ся слышать.

Приблизительно каждый пятый преступник по этой причине подросток. Это сотни подростков каждый год.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних - имуществен­ные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упомина­ются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений. Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение, а за плохие - . . .? (Наказание. Выговор.)

За плохие поступки мы несем ответственность.

Задачи мероприятия: выявить значение понятий «проступок», «правонарушение», «преступление», их отличия и виды наказания за них; разобраться, какую ответственность мы несем за совершение различных поступков.

Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России.


Слайд 4

-Что такое проступок?

Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение, отличающееся небольшой общественной опасностью.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16-ти лет.

-Что такое преступление?

Преступление – серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

-В чем отличие этих понятий?


Выступление инспектора ОДН о правонарушениях в области.


Слайд 5-8

Существует несколько видов юридической ответственности при нарушениях, на некоторых из них мы остановимся подробнее, потому что они имели место у нас в классе:

Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.


Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения.

Ответственность наступает с 14 лет.

Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.


Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

  1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

  2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
    несоблюдения в период прохождения практики (производ­ственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

  3. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

  4. оскорбления участников образовательного процесса;

  5. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

  6. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

  7. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

  8. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в  указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

  9. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

  10. иных противоправных действий (бездействия).

Наступает с 14 лет, а в некоторых случаях с 17 лет (имеющие нарушения по состоянию здоровья).

Наказания к правонарушителю:  меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия).


Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

 За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.



-Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?

-Какое наказание вы или ваши родители могут по­нести за совершенное вами правонарушение?


Закрепление.

Выполнить задание: распределить поступки в 3 группы:

Проступок правонарушение преступление

2, 5, 6, 8 1, 7 3, 4



1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)


- Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?

-Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.


- А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

 Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, не говорить неправду.

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами для того, чтобы за вами они приехали.


-За какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

 1.Нарушение правил дорожного движения.

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.


- А какие права вы имеете?

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?

 - Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.


2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?

В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

 - А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете?

 Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.


Слайд 9

  - Предположим, вас привели в отделение полиции. Вы обязательно должны знать:

  • Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

  • Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

  •  Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

 

-Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников.

-Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.


-И в завершении классного часа, прошу вас продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...