Классный час
Тема: РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
Цели:
1) Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей.
2) Воспитывать любовь к Родине.
3) Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.
Оборудование:
1)Физическая карта России.
2)Кроссворд и ребусы.
3) Грамзапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский).
4) Цветная и белая бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, деревянные палочки.
Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Ученики. Мама, друг, школа…
Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
Вопросы:
1.Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит
.(река)
2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»?
(осина).
3. Живет в лесу работник –
Лесной носатый плотник
.(дятел)
4. Вежливое слово.
(спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики.
.(пенал)
6. Белые сапожки, зеленые сережки.
(береза)
Правильно! Молодцы! (Пишет слово Родина на доске.) Родина- это дом, в котором мы живем, и русская береза ,и крик кукушонка ,и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина».
(Звучит грамзапись, дети подпевают.)
Ученик читает стихотворение З.Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…..
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
А наша Родина - Россия. (Показывает Россию на физической карте.) Страна, в которой мы родились, живем и учимся. А какой самый главный город нашей страны? Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.
Ответ: город Москва. ( Учитель пишет на доске слово Москва.)
А что зашифровано в следующем ребусе?

Ответ: Москва – столица. ( Учитель пишет это словосочетание на доске. )
Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является
символом столицы нашего с вами государства? (Ученики разгадывают ребус.)
Ответ: Кремль (Учитель пишет слово Кремль на доске.)
А над Кремлём развивается Государственный флаг. Флаг – это символ государства. Сейчас мы послушаем сообщения инициативных групп.
Выступление исторической группы.
1-й ученик. Слово флаг греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.
2-й ученик. Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя - красной.
3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков, красный цвет символизирует отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
4-й ученик. Только в послепетровское время в государственной символике появились чёрно-жёлтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.
5-й ученик. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.
6-й ученик. 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации».
Выступление знамённой группы
1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ и других федеральных органах исполнительной власти.
3-й ученик. Знаменем Вооружённых сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамёна русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водружённое над Рейхстагом, было красного цвета.
Выступление оформительской группы
Ученик. Мы сейчас вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.
Ученики выполняют модель флага. Размеры флага – 18х9 см. Полосы – 18х3 см. – ученики вырезают из цветной бумаги и в нужной последовательности наклеивают на бумажную или картонную основу, соединяют с деревянной палочкой.
Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.
Викторина
Вопросы:
1. От какого слова произошло слово «флаг»?
2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага?
3. Что обозначает красный цвет флага?
4. Что обозначает белый цвет?
5. Что обозначает синий цвет?
6. Где можно увидеть Государственный флаг?
7.Какой флаг у Вооружённых сил России?
8. На каких зданиях нашего города развивается флаг?
Самому активному участнику приз.
Молодцы! Все активно отвечали. На следующем классном часе разговор пойдёт о Государственном гербе. Почитайте о нём и принесите иллюстрации всех гербов за время существования нашего государства. Спасибо за занятие!