Классный час "С чего начинается дружба?". 2-й класс
Цель: Формирование общественных идеалов для побуждения к самовоспитанию.
Задачи:
побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
развивать умения учащихся работать в коллективе;
стимулировать у учащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Оборудование: аудиозапись "Дружба начинается с улыбки", аудиозапись "Друзья" гр. Барбарики, смайлики разных цветов (4 цвета), модель друга, разноцветные смайлики для каждого ребенка, пословицы, проблемные ситуации, лесенка достижений.
Ход занятия
1. Создание психологической комфортности на занятии
Учащиеся берутся за руки и заходя в класс приветствуют друг друга словами (одновременно берут со стола разноцветные смайлики - для определения группы):
"С улыбкой солнце дарит свет
Нам, посылая свой ПРИВЕТ!
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!"
Встали в круг, не размыкая рук. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А теперь соседу справа. У каждого из вас есть смайлик определенного цвета. Сядьте за тот стол, смайлик какого цвета у вас в руках.
2. Введение в тему
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.
(аудиозапись "Дружба начинается с улыбки".)
- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)
- Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
Работа в группах. Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1-слово
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? можно нарисовать кружочки этих цветов.
- Зачитайте ответы. (Каждая группа зачитывает ответы на вопросы)
Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п.
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово "дружба"? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)
А что о дружбе говорит словарь?
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Немного сложно, но мы попробуем разобраться.
Для начала узнаем, когда же появился первый друг? Для этого мы отправимся в далекое прошлое.
Стихотворение "Слово Друг" (читает ученик)
Когда еще никто не знал ни слова:
Ни "здравствуй", ни "солнце", ни "корова",
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык.
И корчить рожи, что одно и то же.
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово "друг"
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих!
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю.
Человеку всегда были необходимы друзья.
стихотворение «Дружба» (читает ученица)
- Что такое Дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое Дружба?-
- Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и взрослые, и дети!
3. Основная работа по теме.
Послушайте притчу, которая называется «О дружбе».
В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю.
Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда задрали их.
Пришло время стае снова идти на охоту, и повел ее молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивленно спросил: «Но ведь в первую охоту стая задрала семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей?».
На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».
Вопросы для обсуждения:
— Почему в первый раз стая волков смогла справиться с семерыми охотниками?
— Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?
— В чем сила этих троих охотников?
— Как вы думаете, какие качества характера наверняка помогли друзьям справиться с целой стаей?
— Чему учит нас эта притча?
Выполнение развивающего задания
- Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль этой притчи.
Дети получают распечатки задания. Работа в группах. Какая группа быстрее выполнит задание.
Ответ. Дружба дороже денег.
Объясните смысл этой пословицы.
Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.
У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
1-я группа " Друга за деньги не купишь".
2-я группа "Дружба дороже золота".
3-я группа "Друзья познаются в беде".
4-я группа "Без беды друга не узнаешь".
Игра «Колечко красоты»
- Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.
(Учитель просит детей встать в круг и вытянуть сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Затем дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко, выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.)
Вопросы для обсуждения:
— Вам понравилась игра?
— Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
— Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?
Чтец (читает ученик)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Люди заботятся друг о друге, помогают в трудную минуту и разделяют радость в минуты счастья. Я вам предлагаю выполнить одно упражнение, которое научит нас сопереживать человеку и помогать ему в трудную ситуацию.
Упражнение "Поводырь"
Одному ученику завязывают глаза, другой ученик помогает ему пройти "полосу препятствий". Учитель показывает, как можно пройти "полосу препятствий" и рассказывает, какими словами можно направлять ученика с завязанными глазами. Данное упражнение выполняют все ученики по очереди.
- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: "Какой он - настоящий друг?" и составить "Модель настоящего друга".
- Каждая группа выберет одного представителя - социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.
- модно одет
- надежный
- веселый
- не признает свои ошибки
- отзывчивый
- не подойдет первым мириться
- добрый
- поддержит словом и делом
- верный
- не скажет правду
- вместе в горе и радости
- выручит в трудную минуту
- Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя "Модель настоящего друга", а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.
4. Закрепление социальных понятий.
- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.
Ситуация 1.
Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
Ситуация 2.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Ситуация 3.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ситуация 4.
Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.
(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение - как поступить)
- А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности - "Модель настоящего друга", составленная на основе мнения ребят нашего класса.
(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).
- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели
10 законов дружбы. Прочитайте их глазами:
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Всегда выполняй свои обещания.
- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?
- Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
5. Могут ли руки подружиться?
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга - как вы это понимаете? (поддержка друга)
- Какая она на ощупь?
6. Практические упражнения.
Упражнение "Мостик дружбы".
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
- Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.
Песня "Друзья" гр. Барбарики
7. Рефлексивно-оценочная деятельность
- Ребята, на доске изображена "Лесенка достижений". Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.
Анализ рефлексивной деятельности
- Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке вероятно очень честные. Они знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей - они на 1-й ступеньке!
8. Завершение
Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!
Чтец (читает ученица)
Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.