МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 9 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Подготовила Харченко Инна Юрьевна
Пояснительная записка
В наше время понятия «семья», «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают особый смысл и огромное значение, так как уважение школьников к родителям, школьников к школьникам, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребёнок получает в семье. Личность ребёнка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, образовательного учреждения, но самая главная роль в формировании личности принадлежит семье. Семья – главный источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно с образовательным учреждением.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка в семье.
Актуальность.
Данная тема является ключевой в развитии не только человека, но и общества. Семья и семейные ценности во все времена во всех странах мира были главной ценностью любого общества. К сожалению, времена изменились. И главное, изменилось отношение к семье, изменились семейные ценности. У молодого поколения слабо сформированы такие качества личности, как уважительное отношение к семье, старшему поколению, к семейным ценностям. Между младшим и старшим поколениями отсутствует взаимопонимание, утрачены навыки взаимопомощи, к минимуму сведено общение. А ведь понимание таких понятий как: добро и зло, честь, совесть, стыд, моральный долг, любовь и уважение к Отечеству, род и семья, дружба остро не хватает нашему обществу.
Цель: формировать у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать уважение, любовь и заботу к членам своей семьи, уважительное отношение к семейным ценностям; выработать чувство ответственности за свою семью; осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества.
Задачи:
раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить её особенности;
раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека;
развивать чувства единения с семьей и через неё – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности;
воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;
создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения воспитанников, проявления их активности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; обучающиеся осознают и научатся ценить доверительные, добросердечные отношения в семье;
Метапредметные:
Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы;
Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог при решении учебных задач;
Познавательные: соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
Личностные: самостоятельное обоснование учащимися, что семья счастлива тогда, когда царит мир и согласие, она имеет много родственников, все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат, умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение, сравнение, классификация. Проблемное и развивающее обучение, технология на основе активизации деятельности учащихся, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Педагогические приёмы: беседа-диалог, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Оборудование: презентация, экран, рисунок большого солнца с лучами, карточки с названиями семейных ценностей, домики, аудиозаписи песен: Ю. Антонова «Крыша дома твоего», «Родительский дом» - муз. В.Шаинского, сл. М.Танича.
Оформление: плакаты с пословицами: «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Семья в куче - не страшна и туча», «На что клад, когда в семье лад».
« Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро».
В. А. Сухомлинский
Ход классного часа:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
II. Введение в тему.
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? Семья
III. Актуализация знаний.
- Ребята, кого мы считаем членами своей семьи? Маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку.
- У каждого человека есть своя семья, свой дом, и где бы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди - родители, сёстры, братья дедушки, бабушки.
- Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит», его создают те, у кого в семье царит мир, уважение и любовь».
IV. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: «Какими должны быть члены семьи по отношению друг к другу, чтобы солнце, живущее в семье, никогда не погасло?»
V. Решение поставленных задач.
1. - Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в своё сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то ещё. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя. Приложение 1
2. Разгадывание загадки.
Что за башенка стоит
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдём
А зовётся башня … ДОМ
3. Практическая работа по составлению генеалогического древа Приложение 2
Звучит мелодия песни «Родительский дом» в исполнении Ю.Антонова.
По окончании учащимся предоставляется слово, они рассказывают, как было составлено генеалогическое древо его семьи.
- Сейчас каждый из вас попробует составить свою родословную. Вам нужно вписать имена своих бабушек, дедушек, мам, пап, братьев и сестёр. Когда будете работать, подумайте над вопросами:
План:
– Сколько человек в вашей семье?
– Кто в семье главный?
- Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Интересуясь своей родословной, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям
4. Групповая работа.
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать пословицу и мы определим, в чём нуждается каждая семья.
(На столе разрезанная пословица «Семья сильна, когда над ней крыша одна».)
Ответы детей.
5. Игра «Дом моей мечты». (Звучит аудиозапись песни Ю. Антонова «Крыша дома твоего»)
- Ребята, почему так говорят: «Мой дом - моя крепость»? (Дети отвечают)
- Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно, заботятся друг о друге.
- Сегодня мы построим дом своей мечты, в котором семья может обрести семейное счастье. Сейчас мы превратимся в строительную бригаду. Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи.
- Что значит ценные, подберите синонимы к этому слову. (Важные, нужные, главные).
- Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Возьмите те кирпичи, которые, по вашему мнению, подойдут для постройки дома для счастливой семьи.
(Дети «строят» дом. На доске бумажные «кирпичи» с надписями).
дружба, добро, вражда, терпение, уважение, грубость, любовь, зло, радость, счастье, ссора, понимание, уют, спокойствие, ненависть, здоровье, болезнь, согласие). Приложение 3
- Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился!
- Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы её можно было сравнить с солнцем?
- Что будет в нашем доме? (Дети перечисляют).
- Это всё то, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями.
- Семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи.
- В нашем доме нет места ссоре, вражде грубости, злу, ненависти, болезни.
- Ребята. А чего ещё не хватает нашему дому? (Окон)
- Для окон вам предлагается 4 цвета: жёлтый, зелёный, синий и красный. Определяем, что пройдёт в наш дом через эти открытые окна:
- принесёт в дом спокойствие;
- принесёт в дом тепло;
- принесёт в дом мир и покой;
- принесёт в дом благополучие.
- Ребята, сегодня мы построили дом - «дом счастья», где всегда нам будет тепло и уютно, где нас любят, понимают, всегда придут на помощь. Дом построен, но ещё важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от вас, от того, как вы научитесь дарить частичку своего сердца близким вам людям.
- Давайте наш дом согреем теплом лучей солнца. Солнце - это символ тепла и доброты.
Все дети выходят и каждый открывает лучик солнца и говорит что он будет делать, чтобы его семья была счастливой или какой он хочет видеть свою семью.
Свято храни честь своей семьи
Люби свою семью и делай её лучше;
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
Подари родителям радость;
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам;
Доброе дело – дороже богатства;
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
6. - Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые? Конечно, нет.
- Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями.
- Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (ответы детей)
Традиции - это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
Работа в группах: Каждой группе задание: выбрать на столе все известные семейные традиции. Каждая группа называет семейные традиции, прикрепляют на доску.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
почитание старших забота друг о друге любовь к ближнему
помощь и поддержка приобщение к труду совместные праздники общение с близкими совместный отдых гостеприимство
совместные увлечения трудовые династии взаимоуважение
- Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.
- Но у нас есть ещё одна семья. Это наш класс. А вот какая наша семья, мы сейчас узнаем.
Класс наш в школе самый умный,
Пятёрок хватит ли едва!
Мы вам скажем непременно:
- Это наш 4 класс…
Класс наш в школе всех активней,
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
- Это наш 4 класс
Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем без сомнений:
- Это наш 4 класс
Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы - семья!
Мы вам скажем дружно - дружно:
- Это наш 4 класс
- Вот такая наша семья. Она будет крепнуть год от года. А в будущем превратится в крепкий росток. И у меня, и у ваших родителей, ребята, главная забота - чтобы вы выросли хорошими людьми.
Итог урока. Рефлексия.
- Что же важное для себя вы сегодня взяли?
- Что на свете всего дороже? (Семья)
- Как вы поняли, что такое семья?
- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня)
- Какие отношения важны в каждой семье?
-
Да, вы правы. В счастливой семье должна жить: любовь, дружба, поддержка, уважение, теплота, взаимопонимание, забота о других, доброта, трудолюбие, согласие, нежность.
- И в заключении хочу всем пожелать:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
Литература
1. В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-М.:Глобус, 2006.
2. Воспитание школьников: № 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей».
3. Воспитание школьников: № 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал»
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2002.
5. Калейдоскоп семейных традиций. - Минск. Красико - Принт, 2011.
6. Максимова Т.Н. Классные часы 1-2 кл.- Москва: Вако, 2008.
7. Синицина Е.И. Игры для праздников. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО, 2001.
8. Читаем, учимся, играем. Выпуск 3, 2006.
Приложение 1
Приложение 2
Генеологическое древо для учащихся
Приложение 3
счастье
уют
дружба
понимание
любовь
спокойствие
радость
здоровье
согласие
уважение
добро
терпение
Приложение 4
Лучики солнца
Приложение 5
Памятка
Основные семейные традиции
Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).
Сказка на ночь. Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым.
Семейный альбом, семейная родословная. Одним из проявлений возрождения традиций стало то, что сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное семейное древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю своей семьи. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребёнка, где он один. Основная мысль семейной фотографии - сплочённость, отдельной - индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше.
Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро, и чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей т.н. "капсулу времени". Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте...
Выдающиеся педагоги говорят:
«Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».
Памятка
Настоящий сын бережёт покой своих родителей.
Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступай в пререкания со взрослыми.
Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
Не допускай, чтобы родители отдавали тебе всё то, в чём они сами нуждаются.
Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где - то в стороне.
Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
Правила семейной школьной жизни
Мы будем:
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем:
Приложение 6
Основные понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях:
сопереживание - способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте;
равенство - предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга;
поддержка - всей семьёй мы способны на многое;
толерантность - умение принимать человека таким, какой он есть;
компромисс - умение уступать друг другу;
признание - уважение и благодарность;
любовь - нежная забота друг о друге;
верность - преданность друг другу;
умение слушать - прислушиваться друг к другу;
доверие - чувство безопасности и уверенности;
нежность - чуткое отношение друг к другу;
совместное времяпрепровождение - нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
Приложение 7
- Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках.
В | А | П | Л | Д | Э | | Ы | С | В | А | П | Т |
А | И | Р | Л | Д | Ж | Е | А | П | Н | Р | О |
Е | К | Ш | У | Ы | Т | Р | Г | С | М | И | Т |
Я | Ч | И | Т | Ю | Г | Ф | Ы | В | А | К | Е |
Ф | Ы | Р | Ц | К | Х | З | Р | О | Л | Д | Е |
Ы | Ц | И | Ь | Я | Н | М | И | Т | Я | А | Ю |
С | Й | Ц | Е | К | Е | | Н | У | К | О | Е | Н |
П | М | Р | О | Е | О | А | В | В | А | П | О |
Й | О | Н | Ы | В | Ы | Ы | В | Г | Ч | С | О |
А | Й | П | О | Ы | Ф | Д | М | И | Н | Ч | Я |
С | М | Б | М | Ч | Я | Я | С | Ё | М | И | Т |
Е | Ц | К | Е | Д | А | Ч | Л | Я | К | У | А |
Приложение 8
Пословицы о семье
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью и горе не берёт.
Счастье родителей - честность и трудолюбие детей.
Что есть - вместе, чего нет – пополам.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Жизнь родителей в детях.
Мать всякому делу голова.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
В семье и каша гуще .
Доброе братство лучше богатства.
Любовь братская крепче каменных стен.
За хорошим мужем и жена хороша.
Детки хороши - отцу - матери венец, детки плохи - отцу-матери конец.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья крепка ладом.
В недружной семье добра не бывает.
В семье и смерть красна.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Мать кормит детей, как земля людей.
Не прячь свои неудачи от родителей.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родительское слово мимо не молвится.
Дружная семья не знает печали.
За общим столом еда вкуснее.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Намеки да попреки - семейные пороки..
Не будет добра, коли в семье вражда.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
Духовное родство пуще плотского.
Дети родителям не судьи.
Мир в семье женой держится.
Приложение 9
Мудрые высказывания о семье
1. «У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо, на котором отражается их внутренняя сущность». А.Дюма
2. «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» В.А.Сухомлинский.
3. «...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...» Эмиль Золя
4. «От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их!» Леонардо да Винчи
5. Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Л.Н.Толстой
6. Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.А.Сухомлинский
7. В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.
В.А.Сухомлинский
8. Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке.
А.И.Герцен
9. Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника. А.П.Чехов
10. ...В семейной жизни главное - терпение... Любовь продолжаться долго не может.
А.П.Чехов
11. Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. Екатерина II
12. Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.
В.Г.Белинский
13. Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и грубого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью; одна мать воспитала вас, и одни руки носили вас, и одинаково скорбела она сердцем своим обо всех вас и равно любила каждого из вас. Аваакум Петров.
Приложение 10
Презентация по теме: «Семья, это то, что с тобою всегда»
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд 19
Слайд № 20
Слайд № 21
Слайд № 22
Приложение 11
Притча.
Семейное счастье.
В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов.
Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:
– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.
Пошёл муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.
А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадёт.
Тут её муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.
«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», — подумал сосед под окном.
Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:
– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.
– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас большего несчастья.
…Вздохнул сосед под окном. Ушёл домой расстроенный. Жена спрашивает:
– Ну, что, подсмотрел?
– Да!
– Ну, и что там у них?
– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав!