Самоанализ классного часа в 10-м классе
Тема: Победы славные страницы (выбрана исходя из заданной тематики и в целях реализации воспитательной деятельности по одному из наиболее важных направлений работы – гражданско-патриотическому, а также в рамках объявления 2012 г.годом истории России).
Цели: (вытекают как из тематики, так и из связи с реализацией других направлений деятельности по Программе «Вверх по лестнице жизни»)
Знакомство с фактами героического прошлого нашей страны (Великая Отечественная война: Курская битва). Расширение кругозора учащихся.
Развитие навыков коллективной деятельности; самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества; умения работать с информацией, размышлять, делать выводы, оформлять результаты совместной деятельности. Актуализация жизненного опыта учащихся.
Воспитание чувства сопричастности с историей России, с её героическим прошлым; уважения к подвигу нашего народа; преклонения перед памятью воинов, отстоявших Родину в страшную годину Великой Отечественной войны.
Форма проведения: коллективное творческое дело(как нельзя лучше способствует выполнению заявленных целей данного внеклассного мероприятия и соответствует основной цели Программы).
Технология: социально-культурный проект (данная технология позволяет решать вопрос комплексного подхода к работе по различным направлениям Программы: во-первых, в рамках данного классного часа реализуется социально значимый проект – воспитание достойных граждан нашего общества; во-вторых, прививается не просто патриотизм как некое высокое отвлечённое понятие, а ведётся кропотливая работа по привитию именно культуры патриотических чувств на основе духовной и кровной сопричастности с судьбами соотечественников, актуализации имеющихся у ребят знаний и представлений; в-третьих, выполняется такая задача Программы, как возможность самореализации творческого и духовного потенциала личности учащихся; кроме того, ребята смогли попробовать свои силы и в некоторых социально значимых ролях, что тоже немаловажно для их самоутверждения; в целом об этой технологии можно сказать следующее: она предполагает предварительную исследовательскую деятельность учащихся в определённом направлении, затем вовлечение их в коллективную творческую деятельность с реализацией практических замыслов и с последующей защитой собственных наработок, затем – воздействие на их чувства, эмоциональную сферу и отражение их чувственного восприятия через рефлексию; думается, что сегодняшняя их деятельность как на уровне конкретной работы, так и на уровне чувственных восприятий весьма плодотворна).
Тема проекта: «Мы из будущего» (конечно же, после некоторых сомнений было выбрано именно такое звучание темы проекта – например, тема «Путешествие в прошлое» в этом случае была бы более расплывчата, а вот выбранное в итоге размышлений данное определение темы проекта звучит убедительнее, так как задаёт определённый настрой благодаря опоре на актуализацию уже имеющегося опыта (я думаю, что про нашумевший и в общем-то довольно непростой, заинтересовывающий юношество фильм ребята как минимум наслышаны, если даже не видели воочию, и уже определённого рода ассоциации такое название обязательно вызвало, может, и неосознанно, но подтолкнуло к особому настрою мыслей и чувств).
На данном занятии, естественно, показан конечный результат деятельности по технологии социально-культурного проекта, а также наглядно изображены структурные компоненты используемой технологии.
Занятие построено строго по этапам: вводная часть предполагала мотивационную установку (приёмы ассоциативного мышления, эвристической беседы), основная часть включала информирование учащихся по теме занятия (это именно та часть работы, которая, по технологии, должна выполняться самими детьми – поиск информации) и коллективное творческое дело (в данном случае – это извлечение необходимой информации и практическая реализация проекта). Одновременно велась работа по воспитанию эмоционально-чувственной сферы: это одновременное воздействие и фотоискусства, и изобразительного искусства, и поэзии, и публицистики, и музыки, но всё в глубокой взаимосвязи. Заключительная часть также соответствует технологии проектной деятельности – это элементы защиты проекта, то есть и самовыражение, и самоутверждение. И конечно же, рефлексия в конце занятия, но опять же направленная на воплощение идеи самореализации, востребованности чувств каждого, личностной и коллективной заинтересованности.
Все этапы урока работали друг на друга.
На занятии использовались следующие формы работы – это индивидуальная, фронтальная, групповая работа, периодически и работа в парах. На уроке были использованы следующие виды деятельности: познавательная, игровая (элементы ролевой и деловой игры), трудовая деятельности, общение.
На протяжении всего классного часа были реализованы следующие воспитательные направлений: гражданско-патриотическое , нравственное, художественно-эстетическое, социальное, трудовое. Из всех этих направлений главным являются нравственное и гражданско-патриотическое. При проведении занятия применялись следующие методы и приём: информационный, наглядный, поисковый, проектный методы.