Классный час в 4 Б классе
Провела учитель Артюшина Р.С. 25.10.2016
Тема: «Работа над осанкой»
Именно здоровье лежит в основе всего.
Только здоровый ребёнок может
успешно учиться, стать в полной
мере творцом своей судьбы
Цели и задачи:
Помочь осознать детям, что главная ценность – здоровье.
Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.
Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушения осанки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я говорю вам здравствуйте, а это значит, я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье для человека – ценность. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты. Поэтому девизом сегодняшнего классного час мы возьмём народную поговорку «Береги здоровье смолоду»
Чтение рассказа «Молодой старичок» (по А.Дорохову)
Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старичок. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
Он не любил давать работу своим мышцам. Ребята идут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамейке у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.
Вот так он и стал молодым старичком.
-Что же нужно делать, чтобы не стать «Молодым старичком»?
(Ответы детей)
Расшифруйте слово САКНОА (осанка).
Тема классного часа: … - стройная спина!
Учитель: сегодня мы займёмся исследовательской деятельностью, объектом которой будет осанка человека. Выводы нашей работы мы должны сформулировать в конце классного часа.
Попытаемся ответить на вопросы:
Что такое осанка? Как определить её правильность?
Отчего бывает нарушение осанки?
Что нужно предпринимать, чтобы этого не допустить?
Как контролировать осанку?
Учитель: Во время урока учитель иногда делает замечания: «Сидим с прямой спиной», «Поднимите голову», «Распрямитесь», «Не сутультесь» и т.д.
- Как вы думаете почему?
Дети: Учитель хочет, чтобы у нас была правильная осанка, чтобы мы не были сутулыми, чтобы на нас было приятно посмотреть со стороны.
Учитель: Да, а вы сами этого хотите?
Дети: хотим, но часто забываем следить за собой.
Посмотрите: гимнаст, балерина, военный.
-Что объединяет этих людей? (ответы детей: у них стройная, красивая фигура)
- Можем ли мы сказать то же самое о своей фигуре?
-Нет.
- А можем ли мы тоже иметь такую фигуру? Что для этого нужно делать?
-Заниматься физкультурой, плаванием, следить за своей спиной во время сидения, ходьбы, стояния.
Посмотрите: вот первобытный человек, а вот – современный. Чем они отличаются?
Дети: У человека с правильной осанкой – прямая спина.
-Итак, что же такое осанка?
Осанка – это прямое положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура:
спина прямая,
плечи развёрнуты,
голова приподнята,
живот втянут.
При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Учитель: Отчего бывает неправильная осанка? (при неправильном сидении, недостаточных физических нагрузках, отсутствии закаливания, не развитости мышц)
Учитель: мы установили, что такое осанка: манера человека держать своё тело прямо. Как определить её правильность?
Учитель: значит, чтобы проверить осанку, надо прислониться к прямой поверхности.
(Выходят 2-3 ученика, встают к стене и показывают, как надо проверять свою осанку).
Удобнее встать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.
4 человека: Можно походить с «мешочками» с крупой на голове (проходят по классу).
А дома можно положить на голову книгу и походить.
А теперь отойдите от стены на шаг, постойте в этой позе, пока я расскажу, как специалисты определяют нарушение осанки.
Мне нужен помощник для медицинского эксперимента.
Оборудование: верёвочка с отвесом.
Таким образом, может быть поставлен диагноз – искривление позвоночника. У моего помощника его нет.
Проверьте дома у своих знакомых и родных.
А теперь вернитесь к стене и проверьте, всем ли удалось сохранить правильное положение осанки. Ответьте, почему некоторым из вас это не удалось. А те, кто сохранил осанку: скажите, что вы ощущаете?
Дети: - Ничего не ощущаю.
- Устали мышцы спины.
Учитель: Те из вас, кто ничего не ощущает, при условии, что они действительно сохранили правильную осанку, не нуждаются в её коррекции. Те, кто и не заметил, как ссутулился, мало о себе заботятся, идут на поводу у привычки.
А те, кто приложил усилие, чтобы удержать правильное положение, заинтересованы в улучшении здоровья.
Дома можно 2-3 раза в день вставать к вертикальной стене и проверять свою осанку.
Обратите внимание: прозвучали слова об усталости мышц спины. Значит, эти мышцы недостаточно сильны. Мышцы нужно укреплять для профилактики нарушений осанки.
Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы.
В теле человека 650 мышц. 200 из них используется при ходьбе, 17 – чтобы улыбнуться. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой, спортом. Главный враг мышц - неподвижность, а лучший друг – движение.
Давайте ответим на следующий вопрос: чем плоха неправильная осанка, какой вред она приносит организму и приносит ли вообще?
(боль в спине, сутулость, нарушение дыхания)
Какие виды нарушений осанки вы знаете?
Дети: сутулость, сколиоз-искривление позвоночника.
Встаньте, пожалуйста и ссутультесь для эксперимента. Что с вами произошло и чего можно ожидать?
Округлилась спина, стали уже плечи, прогнулся позвоночник, сдавлена грудная клетка.
Как сдавленная грудная клетка влияет на внутренние органы, и на какие?
Наверное, на лёгкие и сердце. Грудная клетка сдавливает их, и становится труднее дышать.
Ухудшается кровоснабжение организма и уменьшается потребление кислорода. А это вредно для организма.
Сядьте, пожалуйста. Другая ситуация: ученик ссутулился и сидит, низко наклонившись над письменным столом. Какие органы у него страдают?
Желудок и печень – на них давят рёбра.
Искривление позвоночника изменяет естественное положение внутренних органов, следовательно, и работать они будут неправильно, что может привести к различным заболеваниям.
Правильная осанка в положении сидя:
Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.
(Все ученики принимают такое положение)
Следить за правильной осанкой нужно не только на уроках, но и во время чтения, сидя за компьютером и во время приёма пищи.
12. Посмотрите, на стеночках размещены слова. Догадайтесь, что там написано. Как их прочитать?
записаны 3 пословицы разным цветом:
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Смекалка нужна и закалка важна.
Застарелую болезнь лечить трудно.
14. Какие меры нужно принимать, чтобы не произошло нарушение осанки?(ответы детей)
Сидите за столом прямо, не горбитесь, слегка наклонив голову вперёд. Через каждые 15 минут сидения за столом надо делать разминку, потягиваться.
Ходите и стойте, не опуская плечи, втянув живот и слегка приподняв голову.
Учебники носить в ранце на спине, а не в портфеле. Если вы будете носить ранец или сумку в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
Спите на жёсткой постели и плоской подушке.
Делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота.
Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас спина.
15. Сейчас вы посмотрите видео, на котором мои ученики покажут вам комплекс упражнений, который вы легко сможете делать каждый день дома самостоятельно.
16.Итог.
Попытаемся ответить на вопросы:
Что такое осанка? Как определить её правильность?
Отчего бывает нарушение осанки?
Что нужно предпринять, чтобы её не допустить?
Как контролировать осанку?