Классный час 9 класс
Выбор профессии – выбор будущего!
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Егорова Р.М. Я очень рада вас видеть, надеюсь, мы с вами сегодня хорошо потрудимся. Слайд 2
Встаньте, пожалуйста, поприветствуем наших гостей. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. Спасибо, садитесь, итак, начнём.
Ребята, закончите, пожалуйста, предложения словом, отвечающим на вопрос кто?Слайд3
В школе учит нас…
Строит здания…
Красит стены нам…
Столы делает…
Нарисует нам…
Сапоги сошьёт…
Хлеб убирает…
В шахте трудится…
В жаркой кузнице…
Кто всё знает - молодец!
Молодцы! Умницы! Замечательно!
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на нашем сегодняшнем занятии? Да, действительно, мы сегодня с вами будем говорить о профессиях. В чем вы видите актуальность этой темы для вас сегодня?
Да, ребята, вы скоро закончите школу и многим предстоит выбрать себе профессию, Слайд4 Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог –слайд 5 именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути.
Притча «Чей труд легче?» Однажды слайд 6 показалось венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут! А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие! И решили они однажды своими работами поменяться. Веник назвался совком. Совок назвал себя - веником. И что тут началось!.. Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на него сыпали - в ведро относить. Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат. Беседа по вопросам:
- Какой главный смысл спрятан в притче? (каждый должен работать на своем месте)
- А вы уже определились, кем станете в будущем? (да) слайд 7
- Какую профессию хотите получить? (ответы детей)
Напишите, пожалуйста, на листочках, которые у вас на столах, сложите листочки и положите их в этот мешочек.
А сейчас мы с вами проведём тренинг под названием «Рука судьбы», по очереди вытаскиваем листочки. Слайд 8 Этой профессии вы отдаёте предпочтение? Судя по вашим реакциям, это не совсем так. Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! Слайд 9 Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету друзей, путем проб и ошибок. Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора? Выбор профессии стоит на 3-х китах. Слайд 10 Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
слайд "хочу» профессия должна приносить радость и доход;
слайд "могу» у человека должны быть способности и возможности;
слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников: работа не будет приносить нам радость, значит и работать мы будем плохо, тогда и зарплата будет маленькая).
Какой можно сделать вывод: профессия должна приносить радость и доход.
Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. Например, профессия кузнеца. (Ответы учеников: много болеть, плохо работать,
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.
Вывод значит: у человека должны быть способности и возможности.
Обращение к надписи: «Надо»
Как вы думаете?
Надо – это потребность общества в данной профессии. (строитель, каменщик, штукатур,
маляр)
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников: трудно будет найти работу)
Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
Вывод, получается: профессия должна быть востребована на рынке труда.
Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Большую роль в определении учащихся в профессиональном плане играет школа.
Выбрать для себя профессию - важный шаг. Но также важно получить образование в школе и в учебном заведении, где можно получить знания о вашем профессиональном выборе.
- Основы, каких профессий вы получаете в вашей школе? (кулинария, штукатур маляр, сельскохозяйственный труд, швея и столярное дело).слайд 11
Итак, ребята, я предлагаю вам сегодня побыть в роли кулинаров, столяров и модельеров
А сейчас вы продемонстрируете свои знания и умения, и мы узнаем, хорошо ли вы знаете свой профиль.
Кулинары, для вас задание – составить меню на 1 день, столяры, вы должны смастерить кормушку для птиц, а модельеры – одеть куклу, пришить пуговицы красивым орнаментом. Каждая группа должна будет защитить свою работу, для этого я вам дам готовые шаблоны.
Защита.
Ребята, вы такие молодцы! Как говорится, «Большое дело начинается с малого!», навыки, приобретенные на занятиях в школе, вы смело можете применять в дальнейшей жизни, в выбранной вами профессии.
Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Слайд 12
Учитель: Какие выводы вы сделали для себя на сегодняшнем занятии? Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского слайд 13: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
-Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе профессию по душе. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки. Я желаю вам творческих успехов в овладение самой лучшей, любимой, востребованной профессии слайд 14
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
Самоанализ воспитательного мероприятия
Час общения «Ветер перемен»
Воспитатель 9 семейной группы
Няч Ольга Андреевна
За основу мероприятия взят методический материал из различных источников (личный архив методических разработок по теме, компьютерное сопровождение, интернет-рессурсы, дополнительная литература) и адаптирован мной для повседневной воспитательной работы в рамках профориентации воспитанников интерната.
Содержание занятия
Цель занятия: формирование у учащихся выпускных классов представления о будущей профессии и их подготовка к профессиональному самоопределению.
Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:
Образовательные: формирование знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям.
Развивающие: развитие творческого потенциала у воспитанников для выбора профессии, приложение творческих способностей и эстетического вкуса к тому или иному виду деятельности.
Тип урока – Час общения.
Форма урока – дискуссия, игра, работа в командах.
Участники: мероприятие час общения «Ветер перемен» рассчитано для воспитанников школы-интерната в возрасте 15-17 лет (9 – 11 классы).
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, выполнение логических заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка, применение полученных знаний на практике.
Содержание материала соответствует общеобразовательной программе по профориентационной работе, и направлено на создание условий для осознанного выбора выпускников школы-интерната своего профессионального самоопределения.
Основными принципами построения урока являются:
проблемности;
развития;
личной направленности;
обеспечения практической направленности;
актуализация деятельностного компонента в содержании образования;
усиления методологической направленности содержания образования;
актуализация метапредметных основ содержания образования.
Технология, методы и средства обучения
При разработке мероприятия учитывались современные подходы к обучению.
Так, в рамках метапредметного подхода деятельность учащихся организовывалась не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание занятия составляли деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, задачи, проблемы и т.д. Кроме того, разработанное занятие носит интегрированный характер, что также соответствует метапредметному подходу.
Считаю тему мероприятия актуальной и интересной для будущих выпускников школы-интерната, которые, несмотря на близость национальных корней, предпочитают современные, чаще всего непригодные для родного села профессии. Для реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе я обратилась к более «узкой» проблеме выбора профессии старшеклассниками, такой как поддержание и развитие традиционных профессиональных отраслей родного села, включающей в себя всё разнообразие жизни коренного населения ненцев (ветеринар-зоотехник, рыбак, оленевод).
Занятие проходило в форме игры, в непринужденной обстановке. Присутствовали элементы дискуссии и работы в командах. В ходе занятия все воспитанники работали активно, с удовольствием отвечали на заданные вопросы, выполняли задания, направленные на активизацию профессионального выбора.
В ходе мероприятия широко использовала ТСО (технические средства обучения), ИКТ, дидактический и наглядный материал. В роли ТСО я использовала видеопроектор и компьютерную программу Microsoft PowerPoint с целью наглядного сопровождения занятия. Для работы были подготовлены конверты с заданиями для участников, раздаточный материал, предметы атрибутики для проведения мини пресс-конференции.
Воспитанники были разделены на три группы и работали не только индивидуально, но и совместно, поэтому неизбежно обращалось внимание на умение подростков работать сообща. В основном старшеклассники умеют организовать взаимодействие адекватно типу задания, при этом устанавливают контакты как между собой, так и со взрослыми. Я поддерживала высокий уровень взаимодействия, помогала договориться о правильном ответе при выполнении задании.
На 1 этапе – актуализация знаний воспитанников – стояла задача подготовить воспитанников к работе на занятии, обеспечить позитивную обстановку для работы, психологически настроить воспитанников на предстоящее занятие. Я считаю, что данный эпиграф к занятию (слова Сенеки), мои вступительные слова, игра «Самая, самая» настроили ребят на определенный эмоциональный лад.
На 2 этапе – представление информации по теме занятия с углублением теоретического и практического материала. На данном этапе преобладала работа в командах. Весь теоретический материал сопровождался демонстрацией презентации и практическими заданиями типа «Определение профессии», «Как правильно выбирать профессию» и др.
Поэтапное обращение сначала к теоретическому заданию, а затем к практическому блоку способствовало получению более прочных знаний по теме.
На 3 этапе – комплексное закрепление изученного по средствам постановки проблемных ситуации согласно теме. Некоторые воспитанники получили опережающее задание и представили результаты своей работы в виде сообщений-ответов на поставленные задачи о сути выбранной профессии.
Здесь удачно применен метод индивидуальной работы, способствующий развитию речи и коммуникабельности воспитанников.
Наиболее интересным для ребят было задание импровизированная пресс – конференция. Также быстро дети справились с интеллектуальными заданиями и показали ранее полученные знания по профориентации.
В заключение урока ребятам было предложено выполнить проверочный тест с заданиями подобного типа.
На 4 этапе - подведение итогов. На основе проделанной работы, воспитанники сделали вывод: осознанный выбор профессии обусловлен условием того, что их желания должны совпадать с их возможностями, а также с ситуацией на рынке труда.
Структура занятия была подчинена поставленным целям и задачам, содействовала достижению конечного результата.
Все этапы урока были взаимосвязаны. Эффективная работа на занятии осуществлена через использование блочно-модульной, проблемной технологии, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационной.
Создание благоприятного психологического климата
В работе с воспитанниками я придерживалась демократического стиля общения. Учитывались мнения старшеклассников, их потребности и интересы; были использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в ходе всего мероприятия.
Задачи воспитания коллектива данной группы осуществлены через создание дружеской творческой атмосферы занятия; доброжелательные отношения воспитателя и воспитанников; через организацию формы работы.
Важными являлись собственно межличностные отношения – уважение, принятие, доверие и т.д. Такой стиль общения воспитателя с группой способствовал созданию на протяжении всего занятия творческой (креативной) атмосферы.
Итоги занятия
Таким образом, считаю, что данное занятие представляет собой целостную систему. Сформулированные изначально цель и задачи, достигнуты.
В целом, занятие, запланированное на 30 минут, прошло активно, без заминок. Положительным моментом явилась общая дисциплинированность воспитанников, они внимательно слушали воспитателя, не шумели, не отвлекались, что и повлияло на общий вид занятия. Час общения получился занимательным и познавательным для всех ребят. Это свидетельствует о том, что мероприятие имел обучающий, развивающий и воспитательский характер.
В конце занятия воспитанники услышали от воспитателя напутственные слова о важности профессионального самоопределении.
Самоанализ классного часа по профориентации в 8 классе
“ХОЧУ-МОГУ-НАДО ”
Выбор темы классного часа очень актуален. Классный час посвящён выбору будущей профессии. Многие дети в этом возрасте еще не определили кем хотят стать в жизни.
Уточнение понятия "специальность", "квалификация", «должность» богатый мир профессий- таково содержание классного часа.
Цели: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности.
Форма проведения: практикум с элементами игровой деятельности.
Оформление: Эпиграф на доске "Будем трудиться, потому что труд- это отец удовольствия».
Оборудование:проектор, компьютер, презентация «Хочу-могу-надо», конверты с заданиями для команд, карточки с типами профессий, бумага, ручки.
В начале занятия, используя информационные технологии, старалась психологически настроить детей, задать им тон работы. Презентация, помогли детям определить тему классного часа.
В течение всего занятия использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия, ), наглядный
( презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности.
На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Девочки проявили творчество, они приготовили сообщения о профессиях.
Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.
В ходе классного часа соблюдался методический принцип - коммуникативность, присутствовала обратная связь с учеником как главная цель педагогического воздействия.
Считаю, что цель классного часа достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы. Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно.
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей 9-го класса, мною учитывались возможности класса и отдельных учащихся .
Кулинары
Мы хотим представить вашему вниманию…
Для этого нам пришлось…
Мы с лёгкостью ( с трудом…) справились…
Мы вас приглашаем…
Столяры
Мы хотим представить вашему вниманию…
Для этого нам пришлось…
Мы с лёгкостью ( с трудом…) справились…
Мы думаем, что наша кормушка станет…
Модельеры
Мы хотим представить вашему вниманию…
Для этого нам пришлось…
Мы с лёгкостью ( с трудом…) справились…
Мы вас приглашаем…