СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кластер как метод критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация призвана помочь учителю повысить интерес учащихся к изучению истории по средством кластера(схемы) как одного из методов критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Кластер как метод критического мышления»

Кластер как метод критического мышления

Кластер как метод критического мышления

 На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности школьника.  Критическое мышление – это педагогическая технология, которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников.
  • На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности школьника.
  • Критическое мышление – это педагогическая технология, которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников.
Критическое мышление проходит три стадии: Вызов, Осмысление, Рефлексия.
  • Критическое мышление проходит три стадии:
  • Вызов,
  • Осмысление,
  • Рефлексия.
«Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме.
  • «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему».
  • Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме.
 «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов.
  • «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися».
  • Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов.
Рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой. Понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
  • Рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.
  • Понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер – что это такое в школе? Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Графический прием систематизации материала.

Кластер – что это такое в школе?

  • Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок».
  • Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
  • Графический прием систематизации материала.
Кластер - так  называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Кластер - так

  • называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Суть приема Выделение смысловых единиц темы и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» – схемы Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); Выделить связанные с ключевым словом единицы (категории информации); Конкретизировать фактами и мнениями

Суть приема

  • Выделение смысловых единиц темы и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» – схемы
  • Важно: выделить главную смысловую единицу (тема);
  • Выделить связанные с ключевым словом единицы (категории информации);
  • Конкретизировать фактами и мнениями
Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы? 1.  Умение формулировать вопросы. 2.  Находить главное в большом объеме учебного материала. 3.  Устанавливать причинно-следственные и логические связи. 4.  Строить умозаключения. 5.  Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде. 6.  Проводить аналогии. 7.  Сравнивать и анализировать.

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  • 1. Умение формулировать вопросы.
  • 2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  • 3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  • 4. Строить умозаключения.
  • 5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  • 6. Проводить аналогии.
  • 7. Сравнивать и анализировать.
 Применение технологии «кластер»: преимущества 1.  Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала. 2.  Вовлекает всех учеников в обучающий процесс. 3.  Деятельность интересна детям. 4.  Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение. 5.  Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

Применение технологии «кластер»: преимущества

  • 1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  • 2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  • 3. Деятельность интересна детям.
  • 4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  • 5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.
Правила работы над кластерами Не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей.

Правила работы над кластерами

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей.
В какой последовательности действовать, составляя кластер? Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.  Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

  • Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.
  • Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.
  • Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.
  • По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
Как применять метод кластера на разных этапах урока? Этап вызова На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

  • Этап вызова
  • На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.
Этап осмысления На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап осмысления

  • На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
Этап рефлексии Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Этап рефлексии

  • Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.
Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.
  • Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.
Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?  Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди. Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной

Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?

  • Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.
  • Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.
Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним. Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг
  • Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.
  • Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.
Как правильно оформить «гроздь»? Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Как правильно оформить «гроздь»?

  • Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий.
  • Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.
 Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.

Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации

  • Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.
  Как применять метод кластера на уроках?   Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Как применять метод кластера на уроках?

  • Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую.
  • Прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.
Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую. Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.
  • Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую. Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.
Что дает применение кластера в процессе обучения детям? Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

  • Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.
Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.
  • Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.