СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клавишный синтезатор в музыкальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена программе обучения игре на клавишном синтезаторе. В ней  описаны возможности электронного инструмента и, связанные с этим, отличия в методике преподавания.

Просмотр содержимого документа
«Клавишный синтезатор в музыкальной школе»

КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. Изобретение аналоговых электромузыкальных инструментов, а позже и цифровых способствовало значительному расширению образной сферы музыкального искусства и формированию новых музыкальных жанров (академических и массовых). В свое время изобретение фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступает время, когда похожую роль начинает играть клавишный синтезатор.

Этот музыкальный инструмент, благодаря своей полифункциональности, относительной простоте управления, компактности и транспортабельности, получает все большее распространение как среди профессионалов, так и среди огромного числа любителей музыки. Кроме того, синтезаторы становятся с каждым годом лучше и дешевле, акустические пианино – все дороже. Наступает время, когда дом без синтезатора становится редкостью, а дом с хорошо настроенным пианино – привилегией профессионалов. Важно и то, что синтезатор как атрибут современной музыкальной технологии ближе к ученикам, чем, например, аккордеон. Таким образом, назрела необходимость вводить в детских музыкальных школах и школах искусств учебные программы обучения игре на клавишном синтезаторе.

Существует мнение, что учебная программа для синтезатора должна быть основана на фортепианной методике. Ведь по внешнему виду синтезатор похож на фортепиано. На самом деле отличия этих инструментов друг от друга очень существенны. Они гораздо более существенны, чем, например, различия между  фортепиано и органом.

Во-первых, фортепиано – инструмент, созданный исключительно для исполнения музыки. Синтезатор же способен воспроизводить музыку, записанную ранее, и создавать новую. Он совмещает в себе два различных аппарата: традиционный инструмент, но с большим набором разнообразных тембров и специализированный музыкальный компьютер, который дает возможности записывать мелодии, подбирать партии для аккомпанемента, подбирать нижние голоса к мелодии согласно выбранной гармонии и т.д.

Во-вторых, существует множество различных моделей и разновидностей синтезатора. Отличаются не только инструменты разных фирм, но и различные модели одной фирмы, причем весьма существенно. Кроме того, синтезатор продолжает изменяться: появляются новые дополнительные возможности, меняются принципы управления, отображения информации.

Цифровые инструменты предъявляют музыканту, играющему на синтезаторе, более универсальные требования по сравнению с требованиями к исполнителю на традиционном инструменте. Действительно, чтобы озвучить нотный текст на синтезаторе, необходимо создать аранжировку (выбрать наиболее подходящие для данного произведения тембры, скорректировать фактуру изложения), затем озвучить текст (исполнить или записать в банк памяти инструмента), выстроить электроакустическую среду звучания (звукорежиссерская работа). Творчество становится более многогранным и увлекательным, и, одновременно, простым. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и более полному развитию его музыкальных способностей.

Все выше перечисленное доказывает, что учебная программа по предмету «Клавишный синтезатор» должна принципиально отличаться от традиционных подходов и решать следующие задачи:

  • изучение художественных возможностей имеющихся в наличии инструментов;

  • получение базовых теоретических знаний;

  • освоение исполнительской техники;

  • совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

Каждая из задач подразделяется на ряд составляющих. Так, изучение возможностей инструмента предполагает ознакомление с набором тембров и шумов; умение использовать различные звуковые эффекты, наложение тембров; освоение приемов управления фактурой (обычная и разделенная клавиатура, автоаккомпанемент, ритм - машина). Порядок ознакомления и глубина освоения материала должны во многом зависеть от возраста и интеллекта ученика.

Теоретический материал включает в себя изучение нотной грамоты, сведения по гармонии, фактуре, музыкальной форме, инструментовке, музыкальной стилистике. Разумеется, все перечисленное следует изучать в усеченном объеме. Но, при этом необходимо добиваться, чтобы эти «усеченные» знания были освоены как следует.

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, скачков, интервалов, аккордов; выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры и игры с помощью ножных педалей. Поскольку клавиатура синтезатора во многом совпадает с фортепианной клавиатурой, возможно и нужно сохранить исполнительские приемы, используемые в методике преподавания фортепиано. Это позволяет не только выразительно играть, но и дает возможность легко адаптироваться, если надо будет играть на пианино. Однако, этот фортепианный педагогический опыт будет лишь составной частью учебной методики для синтезатора, важной, но не самой главной.

И, наконец, четвертая задача предполагает совершенствование в данной музыкально-творческой деятельности по следующим направлениям:

  • электронная аранжировка и исполнение музыки;

  • чтение с листа;

  • подбор по слуху и транспонирование;

  • пение с аккомпанементом;

  • импровизация и элементарное сочинение.

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи, должен включать в себя академическую, популярную и народную музыку.
Центральное место, безусловно занимают классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности музыкального искусства, а так же лучшие образцы джазовой и современной эстрадной музыки.

Подходы к электронной аранжировке произведений должны быть различны. Это зависит от их жанровой принадлежности. К примеру, академические жанры требуют большей строгости. Музыка массовых жанров допускает более свободный подход. Важно и то, что почти для всякой мелодии из репертуара популярной музыки в арсенале синтезатора имеется подходящий стиль аккомпанемента (танго, фокстрот, диско, рэп, техно). Народную музыку, связанную с устной формой творчества и несущую в себе элемент импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных творческих решений. С другой стороны сложность исполнения народной музыки заключается в том, что набор стилей в арсенале синтезатора для народных мелодий весьма ограничен и выбрать подходящий стиль довольно сложно.

Учебная программа по специальности «синтезатор» должна иметь два уровня. На первом решаются три основные задачи: 1. Уверенное чтение с листа одноголосой мелодии с аккордами. После предварительного знакомства с текстом учащийся должен выбрать нужный темп, стиль и подходящий тембр, а затем уверенно, с минимальными ошибками сыграть ее с автоаккомпаниментом. Правой рукой играется мелодия, левой – соответствующие аккорды для автоаккомпанимента. Разумеется речь идет не о какой-то сложной мелодии в «бешенном» темпе.

2. Умение сыграть на память несколько известных мелодий в разных популярных стилях и жанрах, включая классику и народную музыку.

3. Умение непринужденно и уверенно играть выученный материал в присутствии посторонних.

К задачам второго уровня программы обучения игры на синтезаторе относятся: умение записывать свое исполнение в секвенсор, редактировать музыкальное звучание (квантование, панорамирование, применение различных звуковых эффектов), сохранять аранжировку на дискете.

Для проведения занятий по предмету «Клавишный синтезатор» необходимо иметь один или несколько инструментов, соответствующих следующим требованиям:

Динамическая клавиатура; Стандартный фортепианный размер клавиш;
Встроенные динамики (в ином случае необходим внешний усилитель и подключенные к нему колонки);
Совместимость со стандартом General MIDI;
Функции автоаккомпанимента в различных стилях популярной музыки;
Встроенная обработка звука (ревербератор, хорус и др.); Секвенсер.

Желательно также иметь: 1. Педаль «сустэйн» – аналог правой педали фортепиано;
2. Педаль «софт» – аналог левой педали фортепиано;
3. Разъемы MIDI для подключения к другим синтезаторам или компьютеру;
4. Микрофонный вход;
9. Микшерный пульт (управление отдельными инструментами в аранжировке).

В зависимости от возможностей конкретной модели синтезатора, используемого в учебном процессе, возможна корректировка программы обучения в сторону сокращения или расширения изучаемого материала. Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся – магнитофон любого вида. Для организации концертных выступлений необходим звуковой процессор, позволяющий облагородить электронное звучание.

В заключении хочется отметить, что автор не ставил перед собой цель описать методику преподавания игры на клавишном синтезаторе. Эта статья посвящена исключительно программе обучения.