Министерство образования и науки Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа гимназия, детский сад № 25»
Предмет биология
Творческий проект
КЛЕТКА КАК ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Проект выполнил: Халилов Эдем Рустемович ученик 9-Г класса муниципального образования городской округ Симферополь Научный руководитель: Кадырова Любовь Ивановна, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Школа гимназия, детский сад № 25» муниципального образования городской округ Симферополь |
Симферополь, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАН ПРОЕКТА ………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
РАЗДЕЛ 1 Теоретическая часть………………………………………………. 5
РАЗДЕЛ 11 Практическая часть………………………………………………. 7
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………. 8
Список использованных источников ……………………………………….. 9
Продукт на выходе 1 (приложение 1) ………………………………………. 10
Продукт на выходе 2 (приложение 2)……………………………………….. 11
План выполнения проекта.
| Этапы проекта | Сроки выполнения |
1. | Выбор темы | Октябрь |
2 | Консультация с учителем | Октябрь |
3 | Обзор теоретических источников | Ноябрь-декабрь |
4 | Обработка полученных данных | Январь-февраль |
5 | Консультация с учителем о продукте на выходе в виде «Портфолио в помощь ученику на уроке» при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала | Март |
6 | Создание портфолио | Апрель |
7 | Представление портфолио в виде презентации на бумажном носителе и на ватмане. | Апрель |
Введение.
Тема предложенного проекта «Клетка как единица живого»
была выбрана неслучайно, ведь развитие живого начинается с клетки.
Значение изучения клетки – велико. В медицине – для разгадки причин заболеваний. В систематике- для классификации живых организмов. В генетике- для выявления генетических заболеваний на клеточном уровне,. Изучение клетки важно для раскрытия тайн эволюции. и т.д.
Цель данного проекта – изучить особенности строения животной и растительной клеток. Опираясь на теоретический материал разработать портфолио «Клетка как единица живого» в помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала и наглядное пособие «Строение растительной и животной клеток».
Задачи:
1. Обзор теоретических источников.
2. Выяснить сходство и различие растительных и животных клеток
3. Изучить главные части растительной и животной клеток.
4. Найти оптимальный вариант создания портфолио «Клетка как единица живого» в помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала.
Объект исследования - клетка.
Предмет исследования: растиельная и животная клетки.
Методы исследования: - теоретический;
исследовательский (лабораторные работы);
сравнительный;
аналитический.
Актуальность данного проекта состоит в том, что в течении всего курса биологии в школе мы будем изучать живые организмы. Для того чтобы разобраться в сложных процессах жизнедеятельности живых существ необходимо изучить структурную единицу жизни- клетку.
РАЗДЕЛ 1.Теоретическая часть проекта.
Из теоретических источников было выяснено, что все живые организмы состоят из клеток.
Это открытие сделал очень давно в 1665году Роберт Гук. Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез коры пробкового дуба, он насчитал до 125 млн пор или ячеек. Эти ячейки он назвал клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, которое продолжается и в настоящее время [1].
Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами- все равно, что рост человека выражать в километрах. Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. Размеры клеток примерно 30 микрон( микрометров). Биология клетки в общих чертах известна каждому из школьной программы. Однако лишь в 19 веке ее начали изучать систематически. Ученых заинтересовала и роль клетки в организме. Они могут быть в составе множества различных органов и организмов (икринок, бактерий, нервов, эритроцитов) или же быть самостоятельными организмами (простейшими). Несмотря на все их многообразие, в функциях и строении их обнаруживается много общего [2].
Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроенная система. Ее строение довольно сложно, хотя она считается самой простой формой жизни в такой науке, как биология. Все они различны по форме и зачастую по функциям. Могут отличаться довольно сильно и клетки тканей и органов одного организма. Однако биология клетки выделяет функции, которые присущи всем их разновидностям. Именно здесь всегда происходит синтез белков. Этот процесс контролируется генетическим аппаратом. Клетка, которая не синтезирует белки- мертва. Живая клетка - это та, компоненты которой все время меняются. Однако основные классы веществ, при этом остаются неизменными. Все процессы в клетке осуществляются с использованием энергии. Это питание, дыхание, размножение, обмен веществ. Поэтому живая клетка характеризуется тем, что в ней все время происходит энергетический обмен. Каждая из них обладает общим важнейшим свойством – способностью запасать энергию и тратить ее. Среди других функций можно отметить деление и раздражимость. Все живые клетки могут реагировать на химические или физические изменения среды, окружающей их. Это свойство называется возбудимостью или раздражимостью. В клетках при возбуждении меняется скорость распада веществ и биосинтеза, температура, потребление кислорода. В таком состоянии они выполняют функции, свойственные им [3,4].
РАЗДЕЛ 11. Практическая часть проекта.
Как устроена клетка, автор данного проекта попытался разобраться, ознакомившись и проанализировавши теоретические источники, в которых освещены все изученные особенности строения растительной и животной клеток. Также автором были выполнены несколько лабораторных работ и рассмотрены на готовых микропрепаратах строение животных и растительных клеток с помощью микроскопа: срез легкого млекопитающего, клетки крови человека и лягушки, эпидермис покровной ткани герани, клетки кожицы лука, мякоть листа герани и самостоятельно изготовил препарат ткани листа традесканции – комнатного растения. Автором проекта было выяснено, что клетки могут быть самой разной формы: шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, звезды и диски, самой причудливой формы.
Но в их строении выделят главные общие части: клеточную мембрану, цитоплазму и ядро.
Изучив строение клеток растений и животных, автор приступил к созданию портфолио «Клетка как единица живого» в помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала и изготовление наглядного пособия е уроку на вамане «Строение растительной и животной клетки».
Выводы.
Исследовав теоретические источники и, проведя некоторые лабораторные исследования, автор данного проекта пришел к следующим выводам:
1.Тема проекта актуальна, т.к. в течении всего курса биологии в школе мы будем изучать живые организмы с 5 по 11 класс. Для того чтобы разобраться в сложных процессах жизнедеятельности живых существ необходимо изучить структурную единицу жизни- клетку.
2. Практическое значение данного проекта в том, что он в виде портфолио может служить раздаточным материалом для учеников при изучении темы «Строение клетки растений и животных» (приложение 1), а бумажный носитель А24)-как наглядное пособие на доске, если в классе нет интерактивной доски или по другим причинам (приложение 2).
Список использованных источников.
1. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: howdoright.ru/sravnenie-kletok-.
2. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: poznayka.org/s36038t1.htm
3. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: studopedya.ru/2-23846.html
4. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: fb.ru/article/230152/stroenie-.
Приложение 1
ПРОДУКТ НА ВЫХОДЕ 1
ПОРТФОЛИО
«Клетка как единица живого. Сравнение растительной и животной клеток»
( Помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала).
Рисунок клетки растения с обозначениями
Рисунок клетки животного с обозначениями
Кратко отличие клеток растений от клеток животных
У растительных клеток есть хлоропласты для фотосинтеза, а у животных клеток нет хлоропластов.
Еще одно различие между клетками растений и животных — клетки животных круглые в то время как растительные клетки имеют прямоугольную форму.
Кроме того, у всех животных клеток есть центриоли, в то время как лишь у некоторых низших форм растений есть центриоли в клетках.
У животных клеток одна или несколько мелких вакуолей, в то время как у растительных клеток одна большая центральная вакуоль, которая может занимать до 90% от объема клетки.
В клетках растений, вакуоль выполняет функции хранения воды и поддержания упругости клетки. Функции вакуоли в клетках животных: хранения воды, ионов и отходов.
Приложение 2
ПРОДУКТ НА ВЫХОДЕ 2
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ
Строение растительной и животной клеток
13