СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка как единица живого

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мини - проект -это итог внеурочной деятельности,который был представлен учащимся к защите на заключительном уроке по указанной теме. Продуктом на выходе учащийся представил портфолио и наглядное пособие для кабинета биологии.

Просмотр содержимого документа
«Клетка как единица живого»

Министерство образования и науки Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа гимназия, детский сад № 25»

Предмет биология

Творческий проект

КЛЕТКА КАК ЕДИНИЦА ЖИВОГО



Проект выполнил:

Халилов Эдем Рустемович

ученик 9-Г класса муниципального образования

городской округ

Симферополь


Научный руководитель:

Кадырова Любовь

Ивановна, учитель биологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Школа гимназия, детский сад № 25» муниципального образования городской округ

Симферополь































Симферополь, 2020 г.



СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ПРОЕКТА ………………………………………………………………. 2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4

РАЗДЕЛ 1 Теоретическая часть………………………………………………. 5

РАЗДЕЛ 11 Практическая часть………………………………………………. 7

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………. 8

Список использованных источников ……………………………………….. 9

Продукт на выходе 1 (приложение 1) ………………………………………. 10

Продукт на выходе 2 (приложение 2)……………………………………….. 11



























План выполнения проекта.


Этапы проекта

Сроки выполнения

1.

Выбор темы

Октябрь

2

Консультация с учителем

Октябрь

3

Обзор теоретических источников

Ноябрь-декабрь

4

Обработка полученных данных

Январь-февраль

5

Консультация с учителем о продукте на выходе в виде «Портфолио в помощь ученику на уроке» при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала

Март

6

Создание портфолио

Апрель

7

Представление портфолио в виде презентации на бумажном носителе и на ватмане.

Апрель
















Введение.

Тема предложенного проекта «Клетка как единица живого»

была выбрана неслучайно, ведь развитие живого начинается с клетки.

Значение изучения клетки – велико. В медицине – для разгадки причин заболеваний. В систематике- для классификации живых организмов. В генетике- для выявления генетических заболеваний на клеточном уровне,. Изучение клетки важно для раскрытия тайн эволюции. и т.д.

Цель данного проекта – изучить особенности строения животной и растительной клеток. Опираясь на теоретический материал разработать портфолио «Клетка как единица живого» в помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала и наглядное пособие «Строение растительной и животной клеток».

Задачи:

1. Обзор теоретических источников.

2. Выяснить сходство и различие растительных и животных клеток

3. Изучить главные части растительной и животной клеток.

4. Найти оптимальный вариант создания портфолио «Клетка как единица живого» в помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала.

Объект исследования - клетка.

Предмет исследования: растиельная и животная клетки.

Методы исследования: - теоретический;

исследовательский (лабораторные работы);

сравнительный;

                аналитический.

Актуальность данного проекта состоит в том, что в течении всего курса биологии в школе мы будем изучать живые организмы. Для того чтобы разобраться в сложных процессах жизнедеятельности  живых  существ необходимо изучить структурную единицу жизни- клетку.


РАЗДЕЛ 1.Теоретическая часть проекта.


Из теоретических источников было выяснено, что все живые организмы  состоят из клеток.

Это открытие сделал очень давно в 1665году Роберт Гук. Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез коры пробкового дуба, он насчитал до 125 млн пор  или ячеек. Эти ячейки он назвал клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, которое продолжается и в настоящее время [1]. 

Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами- все равно, что рост человека выражать в километрах. Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. Размеры клеток примерно 30 микрон( микрометров). Биология клетки в общих чертах известна каждому из школьной программы. Однако лишь в 19 веке ее начали изучать систематически. Ученых заинтересовала и роль клетки в организме. Они могут быть в составе множества различных органов и организмов (икринок, бактерий, нервов, эритроцитов) или же быть самостоятельными организмами (простейшими). Несмотря на все их многообразие, в функциях и строении их обнаруживается много общего [2].

Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроенная система. Ее строение довольно сложно, хотя она считается самой простой формой жизни в такой науке, как биология. Все они различны по форме и зачастую по функциям. Могут отличаться довольно сильно и клетки тканей и органов одного организма. Однако биология клетки выделяет функции, которые присущи всем их разновидностям. Именно здесь всегда происходит синтез белков. Этот процесс контролируется генетическим аппаратом. Клетка, которая не синтезирует белки- мертва. Живая клетка - это та, компоненты которой все время меняются. Однако основные классы веществ, при этом остаются неизменными. Все процессы в клетке осуществляются с использованием энергии. Это питание, дыхание, размножение, обмен веществ. Поэтому живая клетка характеризуется тем, что в ней все время происходит энергетический обмен. Каждая из них обладает общим важнейшим свойством – способностью запасать энергию и тратить ее. Среди других функций можно отметить деление и раздражимость. Все живые клетки могут реагировать на химические или физические изменения среды, окружающей их. Это свойство называется возбудимостью или раздражимостью. В клетках при возбуждении меняется скорость распада веществ и биосинтеза, температура, потребление кислорода. В таком состоянии они выполняют функции, свойственные им [3,4].




























РАЗДЕЛ 11. Практическая часть проекта.



Как устроена клетка,  автор данного проекта попытался разобраться, ознакомившись и проанализировавши теоретические источники, в которых освещены все изученные особенности  строения растительной и животной клеток. Также автором были выполнены несколько лабораторных работ и рассмотрены на готовых микропрепаратах строение животных и растительных клеток с помощью микроскопа: срез легкого млекопитающего, клетки крови человека и лягушки, эпидермис покровной ткани герани, клетки кожицы лука, мякоть листа герани и самостоятельно изготовил препарат ткани листа традесканции – комнатного  растения. Автором проекта было выяснено, что клетки могут быть самой разной формы: шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, звезды и диски, самой причудливой формы.

Но в их строении выделят главные общие части: клеточную мембрану, цитоплазму и ядро.

Изучив строение клеток растений и животных, автор приступил к созданию портфолио «Клетка как единица живого» в помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала и изготовление наглядного пособия е уроку на вамане «Строение растительной и животной клетки».










Выводы.

Исследовав теоретические источники и, проведя некоторые лабораторные исследования, автор данного проекта пришел к следующим выводам:

1.Тема проекта актуальна, т.к. в течении всего курса биологии в школе мы будем изучать живые организмы с 5 по 11 класс. Для того чтобы разобраться в сложных процессах жизнедеятельности  живых  существ необходимо изучить структурную единицу жизни- клетку.

2. Практическое значение данного проекта в том, что он в виде портфолио может служить раздаточным материалом для учеников при изучении темы «Строение клетки растений и животных» (приложение 1), а бумажный носитель А24)-как наглядное пособие на доске, если в классе нет интерактивной доски или по другим причинам (приложение 2).



















Список использованных источников.

1. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: howdoright.ru/sravnenie-kletok-.

2. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: poznayka.org/s36038t1.htm

3. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: studopedya.ru/2-23846.html
4. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: fb.ru/article/230152/stroenie-.

























Приложение 1

ПРОДУКТ НА ВЫХОДЕ 1

ПОРТФОЛИО

«Клетка как единица живого. Сравнение растительной и животной клеток»

( Помощь ученикам и учителю при изучении темы «Строение клетки растений и животных» как раздаточного материала).






Рисунок клетки растения с обозначениями

Рисунок клетки животного с обозначениями




Кратко отличие клеток растений от клеток животных

  • У растительных клеток есть хлоропласты для фотосинтеза, а у животных клеток нет хлоропластов.

  • Еще одно различие между клетками растений и животных — клетки животных круглые в то время как растительные клетки имеют прямоугольную форму.

  • Кроме того, у всех животных клеток есть центриоли, в то время как лишь у некоторых низших форм растений есть центриоли в клетках.

  • У животных клеток одна или несколько мелких вакуолей, в то время как у растительных клеток одна большая центральная вакуоль, которая может занимать до 90% от объема клетки.

  • В клетках растений, вакуоль выполняет функции хранения воды и поддержания упругости клетки. Функции вакуоли в клетках животных: хранения воды, ионов и отходов.



Приложение 2

ПРОДУКТ НА ВЫХОДЕ 2

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ

Строение растительной и животной клеток




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!