СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Содержит проверочный тест по теме.

Просмотр содержимого документа
«Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма»

Клетка – основная структурная и функциональная единица

живого организма. 5 кл.

Цели и задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся со строением клетки;

- изучить функции органоидов клетки;

- проверить, повторить и закрепить знания об увеличительных приборах.

Развивающие: развитие умений и навыков:

- сравнивать, обобщать, делать выводы

- устанавливать сходства и различия, соответствие между объектами и их характеристиками

- научить распознавать органоиды растительной клетки

- умения работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять схемы, кластеры, таблицы

- высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

- навыков самооценки и самоанализа

Воспитательные:

- воспитание любви и бережного отношения к природе

- воспитание коммуникабельности, доброжелательности, терпеливости

- воспитание уверенности в себе, своих силах

- воспитание культуры общения и поведения на уроке

- воспитание уважительного отношения к учителю и одноклассникам

- формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

- формирование научного мировоззрения.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- научиться давать определение понятия клетка;

- знать строение клетки;

- описывать особенности строения растительной клетки;

- различать основные части и структуры растительной клетки;

- объяснять значение органоидов растительной клетки.

Метапредметные:

познавательные:

- работать с учебником;

- сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения;

- работать с информационными текстами;

- давать определение понятий;

- сравнивать и выделять признаки;

- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации;

регулятивные:

- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;

- искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;

коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование: таблица «Строение клетки», микроскоп, увеличительное стекло.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.


Ход урока.

1. Орг. момент

2. Проверка знаний. Опрос. Индивидуальные задания.

- Какое строение имеет лупа?

- Какое строение имеет микроскоп?

- Как определить, во сколько раз увеличивает микроскоп?


3. Актуализация знаний.

- Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).

- Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

- Итак, тема нашего урока «Строение клетки». (Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях)

- А теперь давайте попробуем определить задачи нашего урока.


Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

«Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!


4. Изучение нового материала.


Клетка – это мельчайшая частица всего живого.

Цитология - наука, изучающая клетку.


Строение растительной клетки. (Работа с учебником, составление и заполнение таблицы. Отработка понятий: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок», «пластиды»).


Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам - органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи и др.


Органеллы погружены в цитолоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие.  Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности клетки, и образуются им на определенных этапах развития клетки.

Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей средой. Защищает содержимое клетки, придает ей форму. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.


Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.


В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.


Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли – своеобразный склад веществ. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у нее вакуолей и размер их невелик. Вакуоли заполнены клеточным соком. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки и из их вакуолей вытекает сок.


Пластиды.

Хлоропласты имеют зеленый цвет, обусловленный присутствием основного пигмента — хлорофилла. Хлоропласты содержат также вспомогательные пигменты — каротиноиды (оранжевого цвета). По форме хлоропласты — это овальные линзовидные тельца размером (5—10) х (2—4) мкм. В одной клетке листа может находиться 15—20 и более хлоропластов, а у некоторых водорослей — лишь 1 -2 гигантских хлоропласта (хроматофора) различной формы.


Лейкопласты — мелкие бесцветные пластиды различной формы. Они бывают шаровидными, эллипсоидными, гантелевидными, чашевидными и т. д. По сравнению с хлоропластами у них слабо развита внутренняя мембранная система.


Лейкопласты в основном встречаются в клетках органов, скрытых от солнечного света (корней, корневищ, клубней, семян). Они осуществляют вторичный синтез и накопление запасных питательных веществ — крахмала, реже жиров и белков.


Хромопласты отличаются от других пластид своеобразной формой (дисковидной, зубчатой, серповидной, треугольной, ромбической и др.) и окраской (оранжевые, желтые, красные). Хромопласты лишены хлорофилла и поэтому не способны к фотосинтезу. Внутренняя мембранная структура их слабо выражена.


Хромопласты присутствуют в клетках лепестков многих растений (лютиков, калужниц, нарциссов, одуванчиков и др.), зрелых плодов (томаты, рябина, ландыш, шиповник) и корнеплодов (морковь, свекла), а также листьев в осеннюю пору. Яркий цвет этих органов обусловлен различными пигментами, относящимися к группе каргиноидов, которые сосредоточены в хромопластах.


Все типы пластид генетически родственны друг другу, и одни их виды могут превращаться в другие.

Органоиды клетки и их функции


Название

органоидов

Значение органоидов

Оболочка

с порами

Защищает, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму.

Содержит целлюлозу.

Мембрана

Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду

Цитоплазма

Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке

Ядро

Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию. В нём находятся хромосомы.

Вакуоль

Содержит клеточный сок с сахарами, другими питательными веществами и красящими пигментами.

Пластиды

Создание и хранение питательных веществ, придание цвета клеткам.

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой - встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.


5. Закрепление.

1) Выполнение задания № 1, стр. 18 в Рабочей тетради.


2) Работа с таблицей, беседа.

  1. Какое строение имеет клетка?

  2. Какова роль клеточных оболочек?

3) Какое значение имеет целлюлоза, входящая в состав клеточных оболочек?

4) Что называют вакуолями?


3) Тест.

1. Кто впервые обнаружил клетку?

а) Роберт Вирхов; б) Антуан Ван Левенгук; в) Роберт Гук. г) Чарлз Дарвин


2. В каком году была открыта клетка?

а) 1600 г.; б) 1930 г.; в) 1665 г.; г) 2000 г.


3. Клетка снаружи покрыта:

а) цитоплазмой; б) оболочкой; в) пластидами. г) вакуолями


4. Зеленые пластиды называются:

а) лейкопласты; б) хлоропласты; в)хромопласты. г) пигменты


5. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:

а) цитоплазма; б) ядро; в) вакуоли.


6.Наследственная информация в клетке содержится:

а) в цитоплазме б) в ядре в) в пластидах г) в клеточной оболочке


7.Клеточный сок накапливается в:

а) ядре б) пластидах в) вакуолях г) цитоплазме


8. Цитоплазма:

а) улавливает энергию солнца б) является внутренней средой клетки

в) хранит наследственную информацию г) накапливает клеточный сок



3. Итоги урока. Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал……

Было интересно……

Было сложно……

Я понял, что……

Теперь я могу…..

Я научился……

Я смог…….


6. Домашнее задание.

§ 7 - пересказ, выучить определения, выуч. записи в тетради, ответить на вопросы п/ §.