Клетка – основная структурная и функциональная единица
живого организма. 5 кл.
Цели и задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со строением клетки;
- изучить функции органоидов клетки;
- проверить, повторить и закрепить знания об увеличительных приборах.
Развивающие: развитие умений и навыков:
- сравнивать, обобщать, делать выводы
- устанавливать сходства и различия, соответствие между объектами и их характеристиками
- научить распознавать органоиды растительной клетки
- умения работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять схемы, кластеры, таблицы
- высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
- навыков самооценки и самоанализа
Воспитательные:
- воспитание любви и бережного отношения к природе
- воспитание коммуникабельности, доброжелательности, терпеливости
- воспитание уверенности в себе, своих силах
- воспитание культуры общения и поведения на уроке
- воспитание уважительного отношения к учителю и одноклассникам
- формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
- формирование научного мировоззрения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- научиться давать определение понятия клетка;
- знать строение клетки;
- описывать особенности строения растительной клетки;
- различать основные части и структуры растительной клетки;
- объяснять значение органоидов растительной клетки.
Метапредметные:
познавательные:
- работать с учебником;
- сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения;
- работать с информационными текстами;
- давать определение понятий;
- сравнивать и выделять признаки;
- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации;
регулятивные:
- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;
- искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: таблица «Строение клетки», микроскоп, увеличительное стекло.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Проверка знаний. Опрос. Индивидуальные задания.
- Какое строение имеет лупа?
- Какое строение имеет микроскоп?
- Как определить, во сколько раз увеличивает микроскоп?
3. Актуализация знаний.
- Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).
- Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
- Итак, тема нашего урока «Строение клетки». (Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях)
- А теперь давайте попробуем определить задачи нашего урока.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
«Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
4. Изучение нового материала.
Клетка – это мельчайшая частица всего живого.
Цитология - наука, изучающая клетку.
Строение растительной клетки. (Работа с учебником, составление и заполнение таблицы. Отработка понятий: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок», «пластиды»).
Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам - органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи и др.
Органеллы погружены в цитолоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие. Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности клетки, и образуются им на определенных этапах развития клетки.
Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей средой. Защищает содержимое клетки, придает ей форму. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли – своеобразный склад веществ. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у нее вакуолей и размер их невелик. Вакуоли заполнены клеточным соком. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки и из их вакуолей вытекает сок.
Пластиды.
Хлоропласты имеют зеленый цвет, обусловленный присутствием основного пигмента — хлорофилла. Хлоропласты содержат также вспомогательные пигменты — каротиноиды (оранжевого цвета). По форме хлоропласты — это овальные линзовидные тельца размером (5—10) х (2—4) мкм. В одной клетке листа может находиться 15—20 и более хлоропластов, а у некоторых водорослей — лишь 1 -2 гигантских хлоропласта (хроматофора) различной формы.
Лейкопласты — мелкие бесцветные пластиды различной формы. Они бывают шаровидными, эллипсоидными, гантелевидными, чашевидными и т. д. По сравнению с хлоропластами у них слабо развита внутренняя мембранная система.
Лейкопласты в основном встречаются в клетках органов, скрытых от солнечного света (корней, корневищ, клубней, семян). Они осуществляют вторичный синтез и накопление запасных питательных веществ — крахмала, реже жиров и белков.
Хромопласты отличаются от других пластид своеобразной формой (дисковидной, зубчатой, серповидной, треугольной, ромбической и др.) и окраской (оранжевые, желтые, красные). Хромопласты лишены хлорофилла и поэтому не способны к фотосинтезу. Внутренняя мембранная структура их слабо выражена.
Хромопласты присутствуют в клетках лепестков многих растений (лютиков, калужниц, нарциссов, одуванчиков и др.), зрелых плодов (томаты, рябина, ландыш, шиповник) и корнеплодов (морковь, свекла), а также листьев в осеннюю пору. Яркий цвет этих органов обусловлен различными пигментами, относящимися к группе каргиноидов, которые сосредоточены в хромопластах.
Все типы пластид генетически родственны друг другу, и одни их виды могут превращаться в другие.
Органоиды клетки и их функции
Название органоидов | Значение органоидов |
Оболочка с порами | Защищает, сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму. Содержит целлюлозу. |
Мембрана | Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду |
Цитоплазма | Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке |
Ядро | Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию. В нём находятся хромосомы. |
Вакуоль | Содержит клеточный сок с сахарами, другими питательными веществами и красящими пигментами. |
Пластиды | Создание и хранение питательных веществ, придание цвета клеткам. |
Физминутка
«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
5. Закрепление.
1) Выполнение задания № 1, стр. 18 в Рабочей тетради.
2) Работа с таблицей, беседа.
Какое строение имеет клетка?
Какова роль клеточных оболочек?
3) Какое значение имеет целлюлоза, входящая в состав клеточных оболочек?
4) Что называют вакуолями?
3) Тест.
1. Кто впервые обнаружил клетку?
а) Роберт Вирхов; б) Антуан Ван Левенгук; в) Роберт Гук. г) Чарлз Дарвин
2. В каком году была открыта клетка?
а) 1600 г.; б) 1930 г.; в) 1665 г.; г) 2000 г.
3. Клетка снаружи покрыта:
а) цитоплазмой; б) оболочкой; в) пластидами. г) вакуолями
4. Зеленые пластиды называются:
а) лейкопласты; б) хлоропласты; в)хромопласты. г) пигменты
5. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:
а) цитоплазма; б) ядро; в) вакуоли.
6.Наследственная информация в клетке содержится:
а) в цитоплазме б) в ядре в) в пластидах г) в клеточной оболочке
7.Клеточный сок накапливается в:
а) ядре б) пластидах в) вакуолях г) цитоплазме
8. Цитоплазма:
а) улавливает энергию солнца б) является внутренней средой клетки
в) хранит наследственную информацию г) накапливает клеточный сок
3. Итоги урока. Рефлексия.
Закончи предложение.
Сегодня я узнал……
Было интересно……
Было сложно……
Я понял, что……
Теперь я могу…..
Я научился……
Я смог…….
6. Домашнее задание.
§ 7 - пересказ, выучить определения, выуч. записи в тетради, ответить на вопросы п/ §.