Дидактическая цель: создать условия для изучения особенностей основных типов климатов России
Основные понятия: климат, климатические пояса, воздушные массы, температура воздуха, осадки, атмосферное давление
этап урока | деятельность педагога | деятельность детей | формируемые УУД |
1. Актуализация (повторение) знаний | Организует учащихся для выполнения географического диктанта с его последующей проверкой и оцениванием | Ученики отвечают на вопросы географического диктанта, находящиеся у них на партах. Ответы фиксируют в своих тетрадях. Первый вариант отвечает на вопросы под четными номерами, а второй – под нечетными. По окончании диктанта проводится взаимопроверка и оценивание по критериям, которые озвучивает учитель | регулятивные: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создает проблемную ситуацию, используя фотоконкурс РГО "Самая красивая страна". помогает учащимся сформулировать тему и цель урока посредством дополнительных вопросов | Ученики предлагают пути решения проблемной ситуации. Совместно с учителем формулируют тему и цель урока | регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя личностные: понимать значимость научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимать роль и значение географических знаний. |
3. Информация о домашнем задании | Учитель указывает материал учебника, необходимый для усвоения данной темы. Делает комментарии и дает советы. Отвечает на вопросы по домашнему заданию. | Ученики записывают домашнее задание. Задают вопросы. | регулятивные: планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию |
4. Объяснение нового материала | Учитель организует класс для изучения нового материала. Для этого задает вопросы по ранее изученному материалу (актуализируя знания); дает образец заполнения таблицы на примере одного климатического пояса; на экране выводит информацию, необходимую для самостоятельной работы учеников и создания образа территории. Помогает в случае затруднения и контролирует правильность заполнения таблицы. | Ученики отвечают на вопросы учителя. Оформляют и заполняют таблицу «Типы климата РФ». | предметные: определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей. Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата (средних летних и зимних температур, годового количества осадков, направления ветров). Описывать разные типы климатов. Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям (средние температуры января и июля, годовая амплитуда температур, годовое количество осадков и сезон их преимущественного выпадения) в таблично-графической форме. Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата. Определять особенности климата региона своего проживания регулятивные: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения коммуникативные: определять свои действия при выполнении заданий личностные: уметь использовать полученные знания в жизни |
5. Первичное закрепление с проговариванием вслух | Учитель задает вопросы по заполнению таблицы, ориентируя учеников, объяснять полученные факты | Объясняют полученные результаты. | регулятивные: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения коммуникативные: развивать навыки выступления перед классом |
6. Включение в систему знаний и повторение | Учитель помогает ученикам сделать вывод по новой теме | Совместно с учителем делают выводы по теме урока | предметные: анализировать карты и выявлять особенности разных типов климата регулятивные: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения коммуникативные: развивать навыки выступления перед классом |
7. Рефлексия учебной деятельности на урок | Учитель организует класс для работы с климатограммами учебного тренажера в электронном приложении к учебнику | Определяют показатели по климатограммам и делают вывод по типу климата | предметные: анализировать климатограммы и выявлять особенности разных типов климата регулятивные: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения коммуникативные: развивать навыки выступления перед классом |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель предлагает ученикам выполнить задания ОГЭ, используя презентацию или сайт «Решу ОГЭ» | Выполняют задания ОГЭ , сравнивают с эталоном ответа | регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя личностные: понимать значимость научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимать роль и значение географических знаний. |