Многоуважаемые члены конкурсной комиссии вашему вниманию предлагается доклад на тему «Климатический план школы. Опыт реализации экологических программ международного школьного проекта SPARE(ШПИРЕ)»
SPARE(ШПИРЕ) – это международная сеть школьных проектов посвященных сохранению климата на земле. Проблемы окружающей среды нас беспокоили давно и когда на предложили поучаствовать в программах SPARE(ШПИРЕ) мы с удовольствием откликнулись. Тем боле что региональный координатор находится в Брянске – это Жирина Людмила Станиславовна.
Среди предложенных направлений работы нас особенно заинтересовал «Климатический план школы». Это стратегический план развития учебного заведения направленный на сохранение климата. Казалось бы причем здесь школа и климат, как оказалось связь есть весьма прямая.
Основной задачей «климатического плана» сформировать группу единомышленников и направить развитие школы по пути сохранения окружающей среды. Прежде всего, сохранения климата.
Как же можно сохранять климат, учась в школе. Прежде всего, повысив энергоэффективность школьного здания, формировать экологическое поведение среди учащихся, собирать вторичное сырье на базе школы.
В рамках разработанного климатического плана для МБОУ СОШ №66 мы провели следующие мероприятия.
1. Был проведен мониторинг общественного мнения по вопросам раздельного сбора мусора.
2. Был сформирован экологический совет школы.
3. Был проведен энергоаудит школьного здания и сформированы стратегические и тактические цели по повышению энергоэффективности школьного здания.
Одним из путей решения глобальных проблем климата является вторичная переработка и раздельный сбор мусора. В Брянской области принята государственная программа о переходе к раздельному сбору мусора, как уже видно сейчас реализация программы идет с трудом, одно из причин мы считаем неготовность населения перейти на такой сбор мусора. Что повреждается проведенным социологическим опросом.
В рамках этого опроса мы пришли к следующим выводам:
В ходе данного исследования авторами была определена методика, разработан инструментарий (анкета) и план работы, проведен полевой этап исследований (опрос), анализ полученных данных.
Подведя итог исследованиям можем отметить, что инфраструктура по сбору ТБО в микрорайоне развита достаточно хорошо. Жители микрорайона обеспечены контейнерными площадками в шаговой доступности.
В целом жители отмечают улучшение ситуации с вывозом ТБО. Действительно в микрорайоне в достаточном количестве как стандартные контейнеры так контейнеры для крупногабаритного мусора. Стихийных свалок нет.
Однако местное сообщество не готово пока перейти к раздельному сбору мусора, что требует дополнительной разъяснительной и пропагандисткой работы среди населения.
Проблема готовности населения к раздельному сбору отходов требует более детального исследования в формате глубокого социологического исследования.
Также данный опыт рекомендуется систематизировать и использовать как средство мониторинга общественного мнения по вопросам экологии.
Вторым шагом мы предприняли пропаганду вторичной переработки сырья. Осенью в школе проходил сбор макулатуры, наша группа при поддержке администрации школы активно поддерживала эту акцию.
В результате наша школа стала лучшей по сбору макулатуры в городе.
По предварительным данным наша школа показала лучшие результаты по сбору макулатуры. Всего в декабре 2018 школьниками было собрано 4400 кг. макулатуры.
Экологический эффект от данного мероприятия следующий. 60 кг. макулатуры позволяет спасти 1 дерево. Таким образом, было спасено 73 дерева.
Каждое дерево:
— производит 500 кг кислорода
— поглощает 33 кг углекислого газа
— нейтрализация 80 кг вредных примесей
— абсорбирует (поглощает) 20 кг пыли.
Таким образом программа сбора вторичного сырья позволила сгенерировать 37 тонн кислорода. Поглотить и переработать 2409 кг углекислого газа
Нейтрализовать 5840 кг. вредных примесей
Адсорбировать 1460 кг. пыли
Энерго-аудит школьного здания показал, что не смотря на то что ононо построен без малого 30 лет назад, уже сегодня много сделано для повышения его энергоэффективности.
Сокращение теплопотерь
Работа по сокращению теплопотерь ведется в настоящее время. Основная направление данного вида деятельности – замена старых окон на современные энергоэффективные.
В современных реалиях нашего региона это пластиковые окна с двухкамерным стеклопакетом. За 2018-2019 учебный год. Была произведена замена 10 окон. На основании расчетов ГИС «Энергоэффективность» замена одного окна позволяется сократить выбросы СО2 на 102 кг. в год. Таким образом, школа в 2019 году обеспечила сокращение выбросов углекислого газа на 1020 кг.
Сокращение потребления электроэнергии
Сокращение потребления электроэнергии является стратегической задачей и состоит в переходе на новые источники освещения. В настоящее время школа освещается люминесцентными лампами тип Т8 (36 ватт). Мы предлагаем начать плановую замену этих ламп на современные светодиодные блоки. Внешнее освещение уже переведено с ламп типа ДРЛ, на светодиодные прожекторы. Тем самым было сокращено потребление электроэнергии с 500 Вт/ч до 60 Вт/ч. Что в год дает примерно экономию электроэнергии в 1284,8 кВт/ч. Выработка 1киловатт часа связано с выбросом 800 г. углекислого газа. Таким образом полученная экономия электроэнергии приведет к сокращению выбросов СО2 на 1028 кг.
Таким образом уже первые шаги перехода к климатическому плану школы позволили сократить выбросы СО2 на 2048 кг, непосредственно переработать 2409 кг углекислоты за счет ресурсосбережения.
Впереди у нас еще много планов и идей. Присоединяйтесь! Поможем планете вместе!