«Главное не знания, а умение ими пользоваться»
Алексей Николаевич Леонтьев
Научить учиться!
Учитель начальных классов
Игнатьева Оксана Вячеславовна
Заседание МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №45
06.06.13
ТЕМА МО:
"12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 6
10 15 22 16 18 14 1 24 10 10"
А-1
Б-2
К-12
В-3
Х-23
Л-13
Г-4
Ц-24
М-14
Д-5
Ч-25
Н-15
Е-6
Щ-26
О-16
Ш-27
П-17
Ё-7
Ж-8
Ъ-28
Р-18
С-19
З-9
Ы-29
И-10
Ь-30
Т-20
У-21
Й-11
Э-31
Ю-32
Ф-22
Я-33
Тема МО:
"Кодирование
информации"
Кодирование в жизни человека
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода .
Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации.
К ним относятся:
Разговорные языки (более 2000)
Русский - КНИГА
Английский - BOOK
Немецкий - BUCH
Французский язык - LIVRE
Язык мимики и жестов
физики,
Научные языки (математики,
химии)
Языки искусства
(музыка)
Языки искусства
(живопись)
Специальные языки
(азбука Брайля)
Азбука Морзе
A
Б
• −
− • • •
И
В
• − −
Й
Г
• •
− − •
• − − −
К
Д
P
С
− • •
• − •
Л
− • −
Е
• • •
•
• − • •
Ш
М
Т
Ж
− −
H
З
− − − −
• • • −
У
Щ
−
• • −
− − • −
− − • •
− •
Ъ
Ф
О
• − − • − •
П
Х
• • − •
− − −
Ь
• − − •
− • • −
• • • •
Ц
Ы
− • − •
Э
− • − −
Ч
• • − • •
− − − •
Ю
• • − −
Я
• − • −
Морская семафорная азбука.
Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус.
КОД
С
Н
А
И
Е
П
И
Г
О
Р
В
Кодирование
Кодирование - это операция преобразования информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую.
Декодирование –
это процесс, обратный кодированию.
Средством кодирования служит кодовая таблица соответствия.
Средством кодирования
К и - • -
12 и XII
Урок и Lesson
Зачем люди кодируют информацию?
- Чтобы скрыть ее от других.
- Чтобы записать информацию короче.
- Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ
ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие.
! На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- - кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- - декодирование/ считывание информации;
- - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
!
- Информационная культура - часть общей культуры, обеспечивающей полноценное развитие личности. В начальном образовании по мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим миром школа должна позаботиться об обучении детей рациональным - экономным по затрате времени и сил - приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это ни касалось.
- Последовательное и продуманное обучение школьников работе с разными носителями информации (традиционными и современными), обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развитие способности анализировать, ПЕРЕКОДИРОВАТЬ, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающие нуждам образования общеучебные умения .
успешность обучения школьников в значительной степени зависит от того, насколько каждый конкретный ученик (и его учитель) владеет умениями, навыками:
- кодирования (фиксирования информации с помощью определенных условных обозначений);
- декодирования (извлечения информации из источника);
- перекодировки (замены кода) учебной информации.
- Давно замечено, что усвоение идет успешнее, если одновременно используются различные системы кодирования:
- идет работа над терминологией;
- строится модель (план, рисунок, чертеж, формула, схема взаимосвязей объектов и т.п
- применяются, если речь "идет о младших школьниках, определенные телодвижения, рифмовки и пр.
МАТЕМАТИКА
- Математика как учебная дисциплина предоставляет большие возможности для формирования у школьников знаково-символических умений: кодирования, схематизации, моделирования.
Нахождение остатка
(и обратные задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого).
- Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств ( Графическое кодирование учебной информации (рисунок, схема, чертеж) применяется чаще в математике (краткая запись задач).
Кодирование информации (преобразование информации).
Звуковая информация
текстовая знаковая
Кодирование информации.
Текстовая информация:
Числовая информация:
- длина стола один метр пять сантиметров,
2) стоимость хлеба десять рублей двадцать копеек,
3) расстояние от Вологды до Москвы пятьсот километров.
2) 10руб. 20коп.,
3) 500км.
Числа - это закодированная информация о размере предмета, о расстоянии, о времени, о скорости...
- 6мм, 7дм3см, 5м8дм,
- 176км, 24км, 38м,
- 07:47:59, 13:05:03,
- 70км/ч, 5м/с, 130м/мин.
); дециметр (1 дм); меры массы (1 г, 1 кг, 1ц, 1т); неизвестное число (х). В процессе работы с числовым материалом требуется логическое структурирование информации и постоянный перевод информации из одной кодирующей системы в другую. " width="640"
МАТЕМАтИКА
- Для выполнения множества математических заданий, предусмотренных стандартом общего начального образования, требуется усвоение школьниками большого количества терминов и соответствующих им кодирующих символов, например: больше (); дециметр (1 дм); меры массы (1 г, 1 кг, 1ц, 1т); неизвестное число (х).
- В процессе работы с числовым материалом требуется логическое структурирование информации и постоянный перевод информации из одной кодирующей системы в другую.
-
МАТЕМАТИКА
- В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того когда данные задачи специально вычленены в краткой записи, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношений, которые часто трудно выявляются при чтении текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Мои друзья - орфограммы (обозначение грамматических понятий графическими символами)
- а) Символы ударных и безударных гласных.
Гласная ударная всегда улыбается. Мы в ней никогда не ошибаемся. Но есть гласные буквы - плаксы.
Это буквы А, О, Е, И, Я. Плачут они потому, что в их написании ребята часто допускают ошибки.
РУССКИЙ ЯЗЫК
- б) Символы парных согласных.
Буквы встали парами: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Они дружат, потому что обозначают
- похожие звуки, только один из звуков -звонкий, второй - глухой.
- Иногда в словах звонкие звуки оглушаются.
- Чтобы не ошибаться в написании таких слов, парные согласные надо проверять.
- Проверять будем так:
- □ - □ столб - столбы,
РУССКИЙ ЯЗЫК
в) Другие символы орфограмм придумываем вместе:
- √ - значок двойной согласной напоминает две ягодки на одном кустике;
- прямоугольник с флажком - символ заглавной буквы в предложении и в именах собственных.
РУССКИЙ ЯЗЫК
- Часть учебного материала следует сохранять в буквенных символах, соединенных в небольшие схемы.
Например, при знакомстве с падежными окончаниями имен существительных самой большой проблемой для запоминания и практического применения являются окончания Е и И. Некоторые дети не испытывают затруднений при написании падежных окончаний за счет врожденного орфографического чутья.
Другие усваивают эту орфограмму, много читая. Но часть детей вынуждена заучивать, в каком склонении и падеже следует писать букву И, в каких случаях Е. Громоздкие таблицы не способствуют такому запоминанию. Та же информация может быть свернута до минимального объема.
И
I III
Р. кого?чего?
Кодирование
- Понятие кодирование напрямую связано с понятием рационализации труда .
- Рационализацией учебного труда младших школьников называется явление, при котором за меньшее количество времени усваивается большее количество учебного материала и при этом сохраняется хорошее настроение и хорошее самочувствие детей.
- Кодирование вносит разнообразие в учебную деятельность, увлекает детей, способствует лучшему запоминанию понятий, смысловых связей, алгоритмов.
«Главное не знания, а умение ими пользоваться»
Алексей Николаевич Леонтьев
Научить учиться!