Сколько бы времени не прошло, какой бы исторический момент не преживала наша страна, всё равно будут важны общечеловеческие ценности: любовь, семья, уважение, доброта, вежливость, честность.
Просмотр содержимого документа
«Кого мы называем честным»
«Кого мы называем честным»
Беседа по нравственности
Цель: помочь детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Вопросы для обсуждения с детьми.
Честный человек не обманывает товарищей, родных, взрослых.
Не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признается в них.
Не берет чужого, не присваивает найденную вещь.
Содержание беседы.
Воспитатель предлагает детям обсудить вопрос о честности. Раскрывая сущность понятия «честность», педагог рассказывает, прежде всего, о том, что каждый человек должен быть правдивым. Для иллюстрации можно использовать следующий рассказ.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал – вся задача была решена».
Здесь воспитатель прерывает чтение и ведет обсуждение по вопросу: выскажите своё мнение по поводу того, что произойдет дальше. Выслушав мнение детей, продолжить чтение.
- А теперь продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно ему было. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне тоже «2», пятерка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты всё понял». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».
Вопросы к обсуждению.
Как вы оцениваете поступок Гены?
Почему Гена решился на нечестный поступок?
Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?
Как вы оцениваете признание в своей ошибке?
Всякий ли школьник может так поступить, как Гена? Почему?
Вывод. Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная и сложная. Поэтому очень важно понимать, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечно признаться в своей неправоте, а в последующем постараться не допускать новых проступков.