| Содержание урока | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности | |
2. Мотивация. | Перед вами три слова. Выскажите предположения, как они связаны. А почему рядом я сегодня поставила такие науки как математика и лингвистика? | Устно размышляют, отвечают на вопросы. |
3. Актуализация. | Ребята, древние греки были образованными людьми. Давайте послушаем их разговор. Сценка. Однажды 2 грека поспорили, что важнее – письмо или математика. - Математика – царица всех наук, - сказал первый, - она самая важная. Все должны уметь считать. - Хорошо. Считай: к 358 + 65, а сумму сложить с 473. - Легко! Будет 896. - А теперь прочитай и запиши пример словами! - К триста пятьдесят восьми прибавить… - Считаешь-то ты здорово, а склонение числительных не знаешь! Поэтому произносишь их неверно!!! Значит, лингвистика важнее. | Двое учащихся разыгрывают сценку. |
4.Целеполагание. | Ребята!!! О чем же пойдет речь на уроке? С какими числительными будем работать? Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь. Когда же нам нужны знания о числительных? (в устной и письменной речи на уроках, в быту, при сдаче экзамена) Какие же задачи сегодня мы поставим себе на урок? Ну что ж, чтобы выполнить все поставленные вами задачи, нам и поможет наш урок-лабиринт. Кто знает, что такое лабиринт? (Появился в Греции на острове Крит в городе Кносс. Для царя Миносса Дедал создает дворец-лабиринт. По мифу, в лабиринте жил Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека) Сегодня лабиринтом называют сложный путь, на котором надо преодолеть препятствия. | Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Ставят задачи на урок по теме Знакомство с понятием лабиринт |
5. Повторение. Общие признаки числительного | Составим кластер «Числительное» (групповая работа) Порядковые Количественные Простые Целые Сложные Дробные Составные Собирательные | Уч-ся прикрепляют магнитами на доске таблички с определениями |
Числительное и другие части речи | Игротека «Четвертый лишний» (в парах)- приложение 1 Удвоить, двоиться, два, раздвоить Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие 3. Пятак, оба, двойка, троица 4. Трико, стриж, витрина, стол | |
Правописание числительных | Орфографическая цепочка (индивидуально) Девят( /ь)сот Ми(л/лл)иард Трист(о/а) Пяти(тысячный) Ми(л/лл)ион Оди(н/нн)адцать | Записывают слова, объясняют орфограммы |
6. Изучение нового материала | Ученье - свет! Садимся за компьютеры, выходим в модуль 30. Открываем страницу два, книга, теоретический материал. 3 минуты на прочтение и осмысление. | Изучение и осмысление теории |
Переработка изученного материала | Теперь собираем информацию в опорную таблицу «Ромашка» (приложение 3) | Вписывают в таблицу недостающий материал, получается опорная схема. Совместное обсуждение, корректировка |
7. Первичное закрепление знаний | «Лингвистический футбол». Модуль 30, страница два. Самоподготовка. Упражнение №2. Числительные, данные в скобках, поставьте в нужном падеже и запишите словами. Не хвата_т (10) книг. Обратиться к (50) делегатам. Библиотека пополнилась (500) книгами. Ограничит_ся (40) рублями. Изложить на (200) страницах. Пр_ехать с (300) рублями. Город с (39 000) ж_телей. Серия п_собий с (2456) чертежами. Книга р_цептов со (100) блюдами. После операции прошло (22) дня. Детям ра_дали по (1) апельсину. | Записывают числительные, зачитывают. |
| Ролевая игра «Диктор» (приложение 4) Мы оказались с вами на телестудии, где снимается передача «Все о Греции», вам в качестве дикторов надо озвучить факты об этом государстве. Опираясь на таблицу, громко и четко прочитайте свои тексты. | Выбирают тексты, готовятся, озвучивают. |
8. Проверка | Модуль 30, страница два. Самоподготовка: тренажер. | Выполняют самостоятельную работу |
9. Контроль. | Домашняя работа. Тест часть1 | |
Рефлексия Итоги. | | |
Количественные числительные Изменяются По падежам (склоняются) – ВСЕ; по родам - ОДИН, ДВА; по числам – ОДИН |
ОДИН | Склоняется как прилагательное И. Один, одна, одни Р. Одного, одной, одних Д. Одному, одной, одним В. Один, одну, одни Т. Одним, одной, одними П. Об одном, одной, одних |
ДВА (ДВЕ) ТРИ ЧЕТЫРЕ | Имеют особые формы склонения: И. Два, три, четыре; Р. Двух, трёх, четырёх; Д. Двум, трём, четырём; В. Два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); Т. Двумя, тремя, четырьмя; П. О двух, о трёх, о четырёх. |
От 5 до 20, 30 | Склоняются как существительное 3-го склонения. И. В. Пять Р. Д. П. Пяти Т. Пятью |
40, 90, 100 | Образуют две формы: И. п. и В. п.: СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, Р.п., Д.п., Т.п., П.п.: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА. |
Полтора (полторы), Полтораста | Образуют две формы: И. п. и В. п.: ПОЛТОРА (ПОЛТОРЫ), ПОЛТОРАСТА Р.п., Д.п., Т.п., П.п.: ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА |
Сложные числительные от 50 до 80 и от 200 до 900 | Изменяется каждая часть слова И. Пятьдесят, двести, девятьсот Р. Пятидесяти, двухсот, девятисот Д. Пятидесяти, двумстам, девятистам В. Пятьдесят, двести, девятьсот Т. Пятьюдесятью, двумястами, девятьюстами; П. О пятидесяти, о двухстах, девятистах |
Девят( /ь)сот Ми(л/лл)иард Трист(о/а) Пяти(тысячный) Ми(л/лл)ион Оди(н/нн)адцать