Коллективно- творческое дело «Занимательный русский язык»
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Ход работы:
Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.
Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем Вас на викторину по русскому языку.
Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
И так мы начинаем.
Конкурс 1 « Разминка» ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Что такое звук? ( то что мы слышим)
Что такое буква? (обозначение звука на письме )
3. На какие две группы делятся звуки? ( гласные и согл.)
4. Сколько согласных букв? (21).
5. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
6. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
7.Первый звук в слове Яблоко? (й
8.Первый звук в слове мяч? [м” ]
9.Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
10.Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
Конкурс 2 «Весёлая грамматика» ( 5 баллов)
Вы должны выразить смысл фразы одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов. Примеры фраз:
- мчаться на всех парах (стремительно);
- орать во все горло (громко);
- спать мертвым сном (крепко);
- работать, не покладая рук (усердно);
- в час по чайной ложке (медленно);
- сделать на скорую руку (наспех);
- вылететь из головы (забыть);
- работать спустя рукава (плохо);
Конкурс 3
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
Яб ёл во де
ро ло ко с
ка во те та
ре ка пус на
( яблоко, ёлка, ворона, дерево, стена, капуста)
Конкурс 4
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали. Одно слово – краб – уже найдено.
е л ь ф и н м р ф а щ у к а з к а р п к н в с т к р а б ш а ж м е д у з а я с р н о к у н ь о ю о а о с ь м и н о г м с у а к у л а ч я и ь к у с с е л ь д ь г н р а к м и т е г к и т п р г к е и т
Ответы
1. Дельфин
2. Щука
3. Карп
4. Окунь
5. Карась
6. Сом
7. Краб
8. Акула
9. Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
Конкурс 5
1. Жучка будку (булку) не доела
Неохота надоело.
2. На остров налетел ураган
На пальме остался последний баран (банан).
3. У вратаря большой улов,
Влетело в сетку 5 волов (голов).
4. Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
5. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
6. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
7. Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
8. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
9. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).
10. Закричал охотник «Ой,
Двери (звери) гонятся за мной!»
11. Забодал меня котёл (козёл),
На него я очень зол.
12. Тащит мышка в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Конкурс 6. « Доскажи поговорку» (1 балл)
Что написано пером…..( не вырубишь топором)
Делу время…… ( потехе час)
Под лежачий камень….. ( вода не течёт)
Старый друг…… ( лучше новых двух)
Слово не воробей ….. ( вылетит не поймаешь)
Не зная броду …. ( не лезь в воду)
Конкурс 7 « Прочитай и объясни»( 1 балл)
Нужно прочитать и объяснить своими словами высказывания.
- Как с гуся вода – ему всё нипочём (всё равно).
- Зарубить на носу – запомнить навсегда.
- Знать на зубок – выучить очень хорошо, без ошибок.
- Семь пятниц на неделе – часто меняет свои решения.
- Уйти несолоно хлебавши – не получить того, чего хотел.
- Попасть впросак – запутаться, попасть в трудное положение.
Конкурс 8. « Слова наоборот» ( 1 балл за каждый правильный ответ)
-Я вам буду читать слова, а вы должны подобрать противоположное по значению слово.
Не выкрикиваем, а поднимаем руку. Желаю удачи каждому!
Низкий -… Чистый -…
Тяжёлый -… Мягкий - …
Узкий -… Свет - …
Новый - … Кислый -…
Белый - … Хороший -…
Злой - … Весёлый - …
Длинный - … Злая - …
Далёкий - … Потолок -…
Потерял -… Трус -…
Начало - … Ложь - …
Холод - … Взять -…
День - … Чистота -…
Плач -… Верх -…
Тишина - …
Хвалить - ….
Радовать - …
Подведение итогов
- Спасибо за интересное мероприятие. Уважаемая комиссия подведет итоги нашей викторины.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
Подготовила и провела
Янковская О. Г.
2019 г.
2019 г.