Просмотр содержимого документа
«Коллективное сочинение по картине.»
Тема урока. «Коллективное сочинение по картине».
2 часа
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока: учить воспринимать произведения живописи; на конкретном материале учить школьников определять соответствие написанного теме, стиля сочинения – его содержанию, использовать разные жанры сочинений, развивать умение описывать картины или на основе их сюжета создавать что-то своё, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию таких процессов, как мышление, воображение и др.; учить самостоятельно оценивать свои знания, свою работу в коллективе, работу всего коллектива; способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе; воспитывать любовь к родному языку, воспитывать умение воспринимать и ценить прекрасное.
Вид деятельности: групповая.
Ведущая педагогическая технология: метод проектов.
Цель проекта: написание коллективного сочинения.
Задачи: 1)вспомнить и систематизировать знания о стилях, типах речи, жанрах сочинений;2) создать сочинение по выбранной картине;3)представить полученную работу.
Оборудование: репродукции картин русских художников:
1. И.К.Айвазовский. «Девятый вал».1850. 2. А.К. Саврасов. «Лосиный остров в Сокольниках».1869. 3. В.Г.Перов. «Птицелов».1870. 4. И.И.Шишкин. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». 1872. 5. В.Д. Поленов. «Заросший пруд».1879. 6. И.И.Шишкин. «Дождь в дубовом лесу».1891. 7. В.И.Суриков. «Взятие снежного городка».1891. 8. И.И. Левитан. «У омута». 1892.
Индивидуально подготовленная учениками и распечатанная информация о художниках. Листы бумаги, оценочные листы.
Класс разделён на 4 группы.
Ход урока.
I этап. Погружение в проблему.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Сегодня мы с вами работаем над созданием сочинений по картинам русских художников XIX века. - Как мы запишем тему сегодняшнего урока? - Какие цели мы могли бы перед собой поставить? -Как вы думаете, чтобы нам справиться с этой работой успешно, что мы ещё должны вспомнить? - От чего будет зависеть ваш выбор стиля, типа речи, жанра? | Ученики высказывают предположения. - Написать сочинение. - Тип речи. - Стили. - Жанры. - Будем ли мы описывать картину или попытаемся создать своё произведение на основе картины (по её мотивам). |
II этап. Организация деятельности. Планирование.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель предлагает выбрать в каждой группе руководителя. - Именно руководитель выбирает, советуясь со своей группой, репродукцию, с которой они будут работать. -Предлагаю вам выбрать материал о художниках, чьи картины вы выбрали. (Информацию готовили некоторые ученики индивидуально.) - Как предлагаете оформить свою работу? | Группа выдвигает кандидата. Из предложенных репродукций руководитель выбирает, а группа принимает окончательное решение. - В виде сочинения. |
III этап. Осуществление деятельности. Поиск.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Раздаются оценочные листы. - Руководитель группы на уроке координирует действия её участников и заполняет оценочную таблицу №1. (Три колонки.) Оценку самому руководителю ставит группа. - Вы должны решить, что вы будете создавать. Описание картины или рассказ по ней. Дальше вы выбираете стиль, тип речи и жанр. | Ребята работают. |
IV этап. Осуществление деятельности. Продукт.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-Если вы решили, что у вас должно получиться, начинаем. | Учащиеся работают коллективно над сочинением. |
V этап. Представление полученных результатов. Оценка проекта.
Каждая группа перед защитой своего произведения получает по 3 оценочных листа №2, так как оценивают защиту других групп.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель слушает и наблюдает. | Учащиеся группы зачитывают получившуюся работу. Объясняют, почему именно в такой форме написана работа. Чем обусловлен выбор стиля и типа речи, жанра. Отвечают на вопросы других групп. Те, кто заслушивают ответы, ставят оценки в таблицы. |
VI этап. Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Что вам показалось сложным? -Что понравилось? | Сложно работать в команде, доказать свою точку зрения, свести разные идеи и мысли воедино. Понравилось работать сплочённо на единый результат, т.е. каждый должен был проявить себя максимально. Важно умение общаться. В коллективе больше идей. Каждый делится своими знаниями. |
VII этап. Домашнее задание.
Подумайте и напишите, какое сочинение вы могли бы ещё создать по картине, с которой вы сегодня работали.
Оценочная таблица №1
Класс_______________Урок_______________Группа_____________
Тема_______________________________________________________
Ф.И. ученика | Вид деятель-ности | Оценка группы | Оценка за защиту (выставляют участни- ки других групп) | Оценка за поведение и участие в защите работ других групп | Оценка учителя за сочинение | Итоговая оценка |
| | | | | | |
Оценочная таблица №2
Класс____________ Урок_______________
Группа___________ Какая группа оценивается_____________________
Тема_______________________________________________________
Ф.И. ученика | Оценка за защиту (выставляют участники других групп) | Оценка за поведение и участие в защите работ других групп |
| | |
Руководители групп подписывают оценочные листы и заполняют первые три столбца оценочной таблицы №1. Таблицы № 2 заполняют всей группой, ставя оценки другим. Учитель сводит воедино обе таблицы, выставляя туда же, в таблицу №1, оценку за проверенное сочинение. Выводит итоговую оценку.