КТД– наиболее эффективная форма организации воспитательной работы классного руководителя.
Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.
В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности школьника.
КТД- это методика, технология, учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, родилась в середине 60-х годов ХХ века в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).
Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С .Макаренко, Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого
КТД -совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании, подготовке, проведении, и анализе КТД
КТД - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового (творческого ) продукта. Мотивом деятельности детей является их самоутверждение, самовыражение, самореализация.
постановка целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо - нам, тебе, мне?», «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;
• право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких - нет;
• подчеркивание авторства идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
• подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;
• признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников;
• возможность разработки альтернативных проектов и дел;
постановка целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо - нам, тебе, мне?», «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;
• право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких - нет;
• подчеркивание авторства идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
• подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;
• признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников;
• возможность разработки альтернативных проектов и дел;
поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
• максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
• акцент на добровольность участия во всех делах;
• сочетание групповых и индивидуальных конкурсов;
• публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело;
• при анализе КТД постановка вопросов типа: «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.
Алгоритм проведения КТД
1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов) или социальной цели (для детской группы).
Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь
2. Определение контекста данного дела.
Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.
3. Определение содержания дела.
Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.
4. Определение участников и согласование с ними факта проведения КТД.
5. Определение типа и формы КТД
Форма определяет, как будет проходить это дело.
6. Решение организационных проблем
Какие необходимы материалы, каковы сроки и т. д.
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов КТД.
При организации любого творческого конкурса необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
— Интересные задания.
— Красивое оформление.
— Материальное обеспечение.
— Музыкальное сопровождение.
— Находчивый ведущий.
— Компетентное жюри.
— Эмоциональные зрители.
— Исполнительные помощники.
— Подготовленные команды.
— Призы для победителей