СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колокольность в музыке.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Колокольность в музыке.»

Конспект урока по музыке на тему «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, музыки, отражающих значимость этого явления.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать музыкальные примеры, сравнивать их;

  • Работать с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: Урок – изучение нового материала.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Художественный материал:

Ожидаемые результаты:

Ученики должны:

  1. Знать жанры музыкального и изобразительного искусства, в которых встречается колокольный звон;

  2. Понять значение колокола для русского человека;

  3. Уметь различать на слух виды колокольного звона.



Здравствуйте, дети! Прежде чем приступить к теме урока, давайте вспомним, что мы нового узнали на прошлом уроке.



Устно ответьте на вопросы.

С творчеством какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Какие новые понятия и произведения ты запомнил?



Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Язык есть,

Речей нет,

А вести подает. (колокол)

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.



Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах..



Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. СЛУШАЕМ.



Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре). Слушаем.



В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола. Слушаем.



Колокола. Этот символ Великой России священен для всего русского народа. Колокольный звон, во все времена сопровождающий человека на протяжении жизненного пути, имеет разные голоса. На вечернем закате он может звучать романтично, на большие праздники переливаться благовестом, а в дни тяжёлых испытаний грозным набатом сплачивать людей для преодоления общей беды. Многие русские композиторы обращались к теме колоколов, но наиболее яркое отражение они нашли в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова, которого по праву величают самым русским композитором. Мы слышим колокольный звон в его знаменитом Втором фортепианном концерте, Третьей симфонии, но особенно колоритно он звучит в сюите «Светлый праздник»..





А теперь мы с вами заслушаем одно музыкальное произведение. (Звучит сюита С. Рахманинова «Светлый праздник» 4 часть).

Подумайте, что лежит в основе этой музыки?

Какой инструмент подражает колокольному звону?

Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и большие колокола.

  1. Изучение нового материала.

Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат?

Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова.

На слайде мы с вами видим Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать колокольный звон.

А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения?

У: С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент?

В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь

изменил чередование  4 знакомых нам  нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)

- Что изменилось? Как звучит колокольный напев? (Музыка стала грустной, печальной).

Сравнительная характеристика музыкальных произведений.


Темп

Динамика

Мелодия

«Светлый праздник»

быстрый

Громкая, яркая

Торжественная. праздничная

«Слёзы»

медленный

тихая

грустная, печальная


ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами  сегодня на уроке убедились.



Ну а сейчас для вас итоговое задание.

«Вставь нужное слово»

Колокола – это символ…. . Колокольный …. всегда был частью духовной жизни…. . Красота звучания …. отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов. Неотъемлемой чертой русской музыки является …..

На примере творчества русского композитора Сергея Рахманинова можно сделать вывод, что каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится близкой и понятной.

  1. Домашнее задание

Знать определения, найти песни в интернете, в которых поётся о колокольных звонах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс