Периодическая смена моделей образования, физические и психические нагрузки: учебные часы, классное руководство, необходимость быть все время в «форме», нагрузка на зрительный, слуховой и голосовые аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов и т.д. – все это источники неудовлетворенности работой для педагогов, которые приводят к таким негативным явлениям как «педагогический кризис», «педагогическое истощение», «профессиональное выгорание», и , как следствие, снижение эффективности труда учителя.
Просмотр содержимого документа
«Комфортная образовательная среда как условие развития профессионализма педагогов»
Комфортная образовательная среда как условие развития профессионализма педагогов
Периодическая смена моделей образования, физические и психические нагрузки: учебные часы, классное руководство, необходимость быть все время в «форме», нагрузка на зрительный, слуховой и голосовые аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов и т.д. – все это источники неудовлетворенности работой для педагогов, которые приводят к таким негативным явлениям как «педагогический кризис», «педагогическое истощение», «профессиональное выгорание», и , как следствие, снижение эффективности труда учителя.
Комфортная образовательная среда - это
среда взаимодействия, имеющая референтную (отношение педагогов к образовательной среде школы) значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием личностно-ориентированного подхода к деятельности участников образовательного процесса и влияющая на эмоционально-личностные и коммуникативные проявления ее субъектов.
Комфортные условия
Условия внешней предметно-пространственной среды не могут служить абсолютным критерием комфортности работы педагогов.
Комфортные условия – это не только современный интерьер, красота и дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий и для работы педагога: компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, лабораторное оборудование, методические и дидактические пособия.
Комфортная образовательная среда
Комфортности деятельности способствует организация «помогающих отношений», когда у педагогов есть:
- возможность обратиться за помощью;
- возможность получения помощи;
- внимание к личным проблемам и затруднениям.
Направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе
- экскурсии для коллектива на каникулах;
- привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях;
- инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;
- активность администрации в организации совместных мероприятий.
Снижение уровня конфликтности в коллективе
- проведение дней психологической разгрузки;
- формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;
- уважение в каждом педагоге личности;
- соблюдение принципа «один за всех и все за одного»
- равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива.
Соблюдение принципов толерантности
- активное общение членов коллектива в неформальной обстановке;
- общение членов коллектива на темы не связанные с профессиональной деятельностью;
- развитие у педагогов способности самокритично относиться к себе;
- развитие у педагогов чувства юмора;
- развитие у педагогов чувства самоуверенности.
Организация условий труда и отдыха
- оснащение учебных кабинетов современными средствами обучения;
- предоставления педагогам отпуска в удобное для них время;
- оптимизация расписания уроков педагогов.
Единство администрации и членов коллектива
- объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива;
- добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации;
- предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива.
Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов
- развитие системы морального и материального стимулирования педагогов;
- уважительное отношение к педагогам;
- проведение нетрадиционных форм работы с педагогами: праздники, фестивали и т.п.
- развитие системы обобщения и распространения позитивного педагогического опыта учителей.
- Процесс формирования профессиональной компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное развитие.
- В школе должна быть создана демократическая система управления: это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы и презентация собственных достижений.
- Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благоприятной психологической атмосферы в коллективе.