СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативное взаимодействие детей и педагогов на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются особенности организации сотрудничества и общения детей дошкольного возраста с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях в ДОУ. Особое внимание уделяется автором раскрытию содержания совместной музыкальной деятельности, роли педагога-музыканта и значению предметно-пространственной среды ДОУ в этом процессе.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативное взаимодействие детей и педагогов на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации»

УДК 37


КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Надеина А.Н.,

Курский государственный университет, г. Курск, Россия


Науч. рук. – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет, г. Курск, Россия



Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации сотрудничества и общения детей дошкольного возраста с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях в ДОУ. Особое внимание уделяется автором раскрытию содержания совместной музыкальной деятельности, роли педагога-музыканта и значению предметно-пространственной среды ДОУ в этом процессе.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация; ребенок; музыкальный руководитель; музыкальные занятия; взаимодействие; коммуникация.

Abstract. The article discusses the features of the organization of cooperation and communication of preschool children with a musical director at music classes in the preschool educational institution. Special attention is paid by the author to the disclosure of the content of joint musical activity, the role of a teacher-musician and the importance of the subject-spatial environment of the preschool educational institution in this process.

Keywords: preschool educational organization; child; music director; music classes; interaction; communication.



Дошкольное детство – период самого активного развития ребенка. В этот период его коммуникация со взрослым человеком является одним из самых важных элементов становления, как коммуникационной культуры, так и эмоциональной, волевой, интеллектуальной сфер. И огромное значение в этом случает приобретает роль воспитателя, поскольку часть времени дошкольник проводит в ДОУ.

Коммуникация с музыкальным руководителем – активный процесс взаимодействия, удовлетворяющий интересы и потребности обеих сторон. Она должна осуществляться на основе партнерских отношений, что является необходимым условием. Задача педагога-музыканта – увлечь детей, научить их творчески мыслить и решать задачи; найти явно проявляющиеся или скрытые музыкальные способности и помочь им развиться. Все это невозможно без коммуникации.

Психолого-педагогические основы сотрудничества и общения изначально являются заложенными в механизмы совместной деятельности, поскольку ее результат напрямую зависит от успешных межличностных отношений. Совместная музыкальная деятельность является формой, на основе которой формируется культура межличностных отношений, позволяющая детям взаимодействовать и между собой, и с педагогом.

Говоря о философских аспектах общения, М.С. Каган выделяет такие компоненты, как содержание и форму общения. Исследователь предлагает рассматривать содержание общения в соответствии с его основными типами:

  • материально-практическое,

  • духовно-информационное,

  • практически-духовное.

Материально-практическое общение подразумевает наличие содержания, которое включает в себя информацию об организации и планировании действий партнеров для достижения качественного и верно выполненного результата труда.

Духовно-информационное общение – это общение между детьми по поводу обмена информацией духовного порядка. Сюда можно отнести обмен впечатлениями, эмоциями при наблюдении и воплощении художественного образа, передача детьми своего художественного замысла посредством вербальной формы. Такое общение способствует достижению духовной общности.

В практически-духовное общение дети вступают друг с другом при анализе готового результата труда.

К неоптимальному общению «запрещающего характера» можно отнести разговоры детей между собой, которые не связаны с деятельностью, общение ребенка с отрицательной нравственной направленностью с другими детьми, когда итогом становится рассогласованность действий группы и конфликты. Следовательно, общению свойственно определенное содержание, которое охватывает цели, задачи, средства и способы осуществления музыкальной деятельности. Такую коммуникацию можно назвать содержательной и оптимальной.

При воспитании детей средствами музыкального искусства, важным является не только содержание общения – смысловая основа деятельности, но также и форма организации. Совместная музыкальная деятельность развивает у воспитанников кроме специальных способностей нравственные качества, уважение к художественным работам своих товарищей.

Основная функция музыкального руководителя дошкольной образовательной организации заключается в развитии музыкальных способностей и формировании музыкальной деятельности маленьких подопечных. Для этого он должен обладать рядом качеств, в частности, обязательно быть увлеченной и творческой личностью – такой руководитель будет хорошим примером для воспитанников детского сада, сумеет собственным примером увлечь детей и показать им всю красоту страны Музыки.

Важным элементом музыкально-образовательного процесса в ДОУ является современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда – тот творческий уголок, который дает возможность каждому ребенку проявить себя, реализовав свои творческие задатки в различных видах музыкальной деятельности. В соответствии со ФГОС дошкольного образования формирование музыкальной развивающей среды должно способствовать развитию «творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами» [ФГОС ДО]. К задачам развивающей среды музыкального уголка относятся:

  • совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: развивающая функция среды целиком зависит от компетентности и заинтересованности музыкального руководителя и воспитателей;

  • обеспечение индивидуальной и совместной музыкальной деятельности детей, которая возникает по их желанию и связана с интересами дошкольника;

  • получение и закрепление знаний о музыке (теоретических и практических);

  • развитие творческих способностей, интереса и стремления к экспериментированию с учетом возрастных и личностных особенностей детей [Агавелян].

Работая музыкальным руководителем в детском саду № 112 г. Курска, один из авторов статьи уделяет основное внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды. На наш взгляд, наиболее интересной музыкальную предметно-развивающую среду делают инновационные принципы организации игрового пространства музыкального кабинета, поскольку важным моментом здесь является комфортность музыкальной предметно-развивающей среды, способствующая, как музыкальному, так и личностному, и умственному развитию дошкольника.

ФГОС ДО определяет, что предметная развивающая среда музыкального зала и уголка должна быть: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная. Я учитывала все эти требования, когда с помощью воспитателей создавала музыкальную предметно-развивающую среду в нашем детском саду. Нами была собрана библиотека, включающая УМК по дошкольному музыкальному воспитанию детей и методические материалы разных авторов (этот раздел картотеки мы стараемся регулярно пополнять); коллекцию стихов, песен, скороговорок и др. из народного фольклора. Мы также создали картотеку музыкально-дидактических игр и упражнений на развитие музыкальных способностей, памяти, детского творчества.

Дети дошкольного возраста изучают окружающую действительность через эмоции и наглядность. Эта особенность дошкольного возраста способствует формированию различной атрибутики для игр, танцев и творчества. Силами воспитателей и родителей мы собрали коллекцию атрибутов: разноцветные платки, ленты, веточки, цветы, элементы костюмов (шапочки животных, овощей и т.п.) и предметов для декорации инсценировок. Они помогают детям развивать фантазию, настроиться на образ того или иного персонажа, наполнить свою деятельность более глубоким смыслом.

Для детского музицирования в ДОУ предназначен набор простейших музыкальных инструментов: ксилофоны, металлофоны, колокольчики, комплект шумовых ударных инструментов (бубны, румбы, бубенцы, маракасы, треугольники, тамбурины, барабаны), русские народные инструменты: трещотки, коробочки, ложки, свистульки и т.д.,

Актуальное значение приобрело сегодня наличие в музыкальном зале мультимедийного оборудования. Оно создает неисчерпаемые возможности для музыкальных игр, организации музыкально-образовательного процесса.

В целом музыкальная развивающая предметно-пространственная среда ориентирована на игру – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Мы отбираем на свои музыкальные занятия знакомый детям материал, который дополняется и обогащается новыми элементами. Все занятия проводятся в форме игры, что позволяет ребятам в тесном взаимодействии друг с другом и взрослыми активно и с удовольствием применять полученные знания в совместной практической деятельности и расширять свой коммуникативный опыт.

Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому нашему воспитаннику эффективно развивать свою индивидуальность, инициативность, творческие способности, обеспечивает комфортность каждому на занятии, способствует эмоциональному благополучию дошкольников, наполняет их жизнь радостью творчества и активной коммуникации.


Литература:
  1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: Сфера, 2009. 128 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказы и письма Минобрнауки РФ. Москва: Сфера, 2017. 96 с.