СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комнатные растения

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект к уроку

Просмотр содержимого документа
«Комнатные растения»



Тема: РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ КВАРТИРЫ

Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; правилами ухода за различными видами комнат­ных растений, расстановки комнатных растений в помещении в зависимости от вида; учить правильно пересаживать растения; раз­вивать эстетический вкус.

Оборудование: цветы различных видов, горшки для цве­тов разных размеров и из разных материалов, набор материалов для дренажа, совок садовый, лейка, рабочая тетрадь.

Словарь: почвенная смесь, пересадка, дренаж, перевалка, кашпо, контейнер, ампельное растение, лиана, суккулент.



Ход урока

I. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

I. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Живые растения, вне всякого сомнения, являют со­бой удачное украшение жилья. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится все более комфорт­ным, насыщенным механизмами, все большее распространение в нем получают пластмассы. И все это нарушает экологическое и психологическое равновесие, становится источником дополнитель­ного шума, вибрации, меняет ионный состав воздуха. То есть квар­тира становится чуть ли не продолжением производственной об­становки. Вот тут-то возникает нужда в растениях, цветах. Они психологически успокаивают.

Основная масса растений, используемых во внутреннем озеле­нении, - выходцы из стран с тропическим и субтропическим кли­матом.

Разнообразие природных условий, в которых произрастают у себя на родине известные нам комнатные растения, определяет многообразие их внешнего облика, биологии, ритмов развития. Одни из них выращивают ради эффектных цветов, другие - из-за красивых, интересных по форме и окраске листьев, третьи - для декорирования вертикальных стен. Некоторые растения привлека­ют внимание цветоводов необычной формой и строением. В зави­симости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все мно­гообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.

1) Декоративно-цветущие растения.

Это небольшая группа растений, которые выращивают исклю­чительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения малопривлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.

    1. Декоративно-лиственные растения.

К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папо­ротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской

(бегонии, кодиеумы и др.)

    1. Лианы.

Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стеб­ли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др.

    1. Ампельные растения.

Это растения с длинными свисающими побегами, культиви­руемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют циссус, традесканцию и др.

    1. Суккуленты.

Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стебля­ми или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др. .

    1. Эпифиты.

Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др.

Для успешного выращивания растений очень важно знать осо­бенности их природной среды обитания и по возможности прибли­зить к ним условия выращивания.

Растения в комнатах вынуждены приспосабливаться к услови­ям комфортного пребывания в них человека, которые далеко не соответствуют жизненным требованиям растений.

Главное для цветов - свет и тепло. По степени любви к освеще­нию комнатные растения разделяют на светолюбивые, тенелюби­вые, теневыносливые.

Светолюбивые растения - кактусы, агавы, жасмин, кливия, панкрациум, пеларгонии.

Теневыносливые растения - аспарагус, бегонии, фуксия.

Тенелюбивые растения - плющ, папоротники, филодендроны.

Разборчивы растения и по отношению к земле. Для комнатного цветоводства используют смеси, состоящие из компостной, листо­вой, торфяной, дерновой, парниковой земли и песка.

Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточ­ный полив, так и его недостаток приводят к повреждению прежде

всего корневой системы у растения, а в дальнейшем - к ослабле­нию всего растения, нередко и к его гибели.

Как часто поливать растение, сколько давать ему воды - нельзя установить раз и навсегда, так как потребность в воде зависит от многих причин: от экологических условий существования его на родине, времени года, температуры и освещенности помещения, состояния растения в данный момент.

При обязательном соблюдении общего правила - поливать рас­тения только после просыхания земли - необходимо учитывать и некоторые особенности полива разных групп и видов растений. Условно можно выделить группы полива.

  1. Обильный полив. Такого полива требует большинство тро­пических растений: бегонии, фикусы, плющи, лимон, кофе и др. Эти растения очень страдают от пересушки: листья желтеют, молодые побеги, бутоны осыпаются.

  2. Умеренный полив. Растения поливают не сразу после просыхания земли, а спустя день-два, т. е. растения слегка подсуши­вают. Так поливают следующие виды растений: аспарагус, хлорофитум, пальмы, аспидисперу и др.

  3. Редкий полив. Растения оставляют сухими в течение не­скольких дней и даже недель. Это относится к суккулентам (какту­сам, аюэ), а также к листопадным и луковичным растениям, ухо­дящим на покой (гиппеаструм, глоксиния).

Большинство растений поливают летом обильно, зимой уме­ренно.

Уход за растениями заключается также в их подкормке. Под­кормку растений осуществляют весной и летом, в период активно­го роста и цветения минеральными удобрениями. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие. Можно применять и органические удобрения (навоз, птичий помет и др.)

Во время интенсивного роста, с весны до осени, растения нуж­даются в регулярной сбалансированной подкормке удобрениями раз в 10-14 дней.

Растения можно подкармливать только растворами слабой кон­центрации, так как высокое содержание солей может вызвать ожо­ги корневой системы Наряду с обычными подкормками можно в течение лета не­сколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растений растворами удобрений.

Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Онеобходимости пересадки судят по развитию корневой системы. Растение пересаживают тогда, когда корни целиком оплетут зем­ляной ком, горшок становится тесен. Молодые и быстрорастущие растения нуждаются в ежегодной пересадке. Более крупные и мед­ленно растущие пересаживаются реже - раз в 2-3 года.

Растения пересаживают обычно весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укрепить­ся и окрепнуть к зиме.

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины. За день до пересадки растения обильно поли­вают. Чтобы пересадить растение, его выбивают из горшка. Гор­шок для пересадки подбирают по размеру корневой системы. Если ком хорошо оплетен живыми белыми корнями, растение пересажи­вают в следующий по размеру горшок, превышающий старый не более чем на 3-4 см по диаметру.

При посадке на дно горшка поверх дренажного отверстия кла­дут черепок выпуклой стороной вверх, чтобы не мешать стоку во­ды. Затем кладут дренаж слоем 2-3 см (битые черепки, гальку, ке­рамзит). Затем насыпают подготовленную земляную смесь. Расте­ние сажают так, чтобы после пересадки горшок был заполнен землей не до краев, а оставалось место для полива.

При посадке деревьев и кустарников (лимон, мандарин, кофе) нельзя засыпать корневую шейку, а у травянистых растений с при­корневыми розетками листьев - точку роста. Многие растения (диффенбахию, сциндапсус) рекомендуется сажать глубже. Старые изросшиеся экземпляры сажают глубоко, чтобы вызвать образова­ние новых корней в узлах стебля. По­сле пересадки растения поливают несколько раз теплой водой и хорошо опрыскивают. В последующие 3-4 дня они должны быть равномерно увлажненными. Затем растения поливают как обычно, давая подсохнуть земле.


В продаже имеется большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Подойдут, конечно, и пластмассовые горшки, но в них труднее регулироватьполив, так как их стенки не пропускают влагу и земля в них дольше не просыхает. Но эти горшки недорогие, легко моются, имеют кра­сивый внешний вид, поэтому их используют для посадки очень часто. А для того чтобы компенсировать их недостатки, делают слойдренажа побольше и землянуюсмесь более рыхлой.


  1. Практическая работа.

Практическая работа выполняется учащимися по технологиче­ской карте.По окончании работы учитель совместно с учащимися проверяет качество выполненной работы.


  1. Изучение нового материала.

    1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель. Очень творческой задачей является размещение растений в квартире. Со вкусом подобранные, живописно расстав­ленные, они оживят любую жилую площадь, офис.

Есть четыре основных приема размещения комнатных расте­ний: одиночные растении, композиции из горшечных растении, комнатный садик, террариум.

Одиночные растения могут располагаться как на полу, так и на подоконнике, подставке. Композицию из горшечных растений обычно размещают на полках, этажерках, подставках. Если расте­ния разместить в контейнере и свободные от растении места заде­корировать мхом, галькой, то получится комнатный садик. Очень красиво смотрятся террариумы. Это цветочные композиции внутри стеклянного сосуда.

При размещении растений необходимо помнить об их декора­тивно-художественной ценности, размерах и обязательно учиты­вать своеобразие пространства помещения.

    1. Демонстрация вариантов размещения растений.

Учитель из имеющихся комнатных растений показывает варианты их разме­щения.


  1. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Для чего нужны комнатные растения?

  • Что такое уход за растениями?

  • Какие способы размножения комнатных растений вам из­вестны?

- Каковы способы размещения цветов в жилой комнате?

    1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы узнали о роли комнатных растений в жиз­ни человека, способах их размножения и размещения в жилых комнатах. Используя эти знания,вы сможете украсить, оживить свою квартиру.

    1. Выставление оценок, их аргументация.





Приложение






Растение посажено:


а) слишком высоко; г) правильно;


б)слишком низко; д) горшок велик;


в) не по центру; е) горшок мал.