СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Комнатные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающий природный мир, познакомить обучающихся  с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями.

Просмотр содержимого документа
«"Комнатные растения"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Фахрутдинова Г.Р. Класс: 9д/10дкласс

Тема урока: Комнатные растения.


Цель урока: познакомить с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями.


Задачи:


Образовательные: систематизировать и расширять представление обучающихся о комнатных растениях; ухаживать за комнатными растениями.


Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы из изученного материала.


Воспитательные: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.


Планируемые результаты:


Личностные результаты:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  4. формирование уважительного отношения к окружающим;

  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.





Предметные результаты:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе. 2) Представления о растительном мире, их значении в жизни человека. 3) Элементарные представления о течении времени.


Базовые учебные действия


  1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания

(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.











Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Оснащение урока: ноутбук, телевизор, презентация урока на тему: «Комнатные растения».


Используемое оборудование: комнатные растения, приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.

Методы: наглядные, словесные, практические.


Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся БУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

1.Организационный этап

1.Организационный момент.

- Добрый день! Начинаем наш урок! Ребята поздоровайтесь с гостями.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь всем, кто нас видит.

С такими весёлыми улыбками начинаем наш урок. Красиво сели, проверили правильную посадку за партой. Руки? вместе, ноги? Вместе, локти? У края, спинка? Прямая. Проверьте свои рабочие места и в путь по дороге знаний.

 Кто скажет сегодня какое число? день недели? Время года?

Сегодня 14 ноября, день недели вторник, время года осень, сейчас по счету у нас 3 урок. Урок окружающий природный мир.


Психологический настрой: 
Ребята, представьте себе, что вы маленькое семечко. Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним.

С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки. Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.





У вас на партах лежат конверты, найдите конверт под № 1, раскройте его, ваша задача заполнить карточки при помощи смайликов. На начало урока.














Выполняют движения.


Дети приветствуют учителя и гостей и улыбаются.



Слушают и понимают речь учителя.






Закрывают головки руками.

Поднимают руки тянутся вверх

Потягиваются, расправляют

Поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки.

Улыбаются друг другу).


Вступают в контакт и работают в коллективе (учитель - ученик, ученик - класс, учитель-класс).



Используют ритуалы школьного поведения встают и выходят из-за парты.





Обучающиеся сидят за партами и смотрят на учителя.














Активизация внимания во время речи учителя.




Проявляют уважение к одноклассникам, к учителю и гостям.





Формирование чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.









2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Повторение: - Ребята, кто скажет? Какой раздел мы изучали на уроке окружающего мира? (Растительный мир)

Мы уже очень много знаем о растениях. Мы можем сказать, что растение – это живой организм?

- На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травы)

- Из каких частей состоят растения? (корень, стебель, лист, цветы, плоды с семенами)

У вас на партах находятся файлы с частями растений соберите их последовательность по образцу.

-Какие условия необходимы для жизни растений? (тепло, воздух, свет, вода)

Мы уже очень много знаем о растениях. Мы можем сказать, что растение – это живой организм?

















Слушают и понимают речь учителя.



Отвечают на вопросы с помощью учителя.






Ребята совместно с учителем вспоминают раздел окружающего мира.






Ребята работают по инструкции учителя.

Проявляют активность и самостоятельности во время выполнения задания.


Проявляют выраженный интерес к происходящему.

3. Актуализация знаний

Учитель. Послушайте сказку Бориса Вовк “Чьи цветы лучше?”

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи, фиалки, герань, алоэ…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду и на подоконниках?


Слушают учителя.







 


























Слушают вопросы учителя.

Излагают свое мнение, аргументируя его.


Выполняют учебные действия.








Выражают положительное отношение к процессу познания.














4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)


- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

Знакомство с комнатными растениями.

1.Вводная беседа.

- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением холодов по-прежнему остаются зелёными и даже цветут?

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?


На доске:








-Ребята, давайте послушаем.



Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



Слушают информацию и отвечают на вопросы.



Слушают рассказ учителя.


Выполняют задание.





Высказывают свои предположения.

















Слушают видеоролик про комнатные растения.


Обучающиеся следят за действиями учителя.







Дети учатся определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Оценивают результаты своей деятельности.


Осуществляют действия по образцу и заданному правилу.














Обучающиеся принимают доброжелательное

отношение в свой адрес.

Голосовой отклик на обращенную речь педагога.

Проявляют уважение к однокласснику.


Принимают и оказывают помощь однокласснику.





5. Применение знаний и умений в новой ситуации

- В нашем классе тоже есть комнатные растения, давайте, познакомимся с ними поближе.

- В нашем классе тоже есть комнатные растения, давайте, познакомимся с ними поближе.

Кактус

Кактус очень был колючим

Он считал себя всех круче

Ты к нему не подходи!

Лучше мимо проходи!

Кактус –это многолетнее растение с утолщенными сочными, мясистыми стеблями, покрытыми колючками, волосками. Корни у кактуса распростертые, находятся у самой поверхности, могут поглащать малейшую влагу (даже капельки росы).

Кактусы - это зелёные растения с иголками. При минимальном уходе они могут порадовать своего владельца намного больше, чем другие комнатные растения. Выращивать кактусы может любой человек, если он не будет нарушать основные правила. 
Весной и летом кактус находится в состоянии роста. Он как можно раньше должен пройти период приучения к солнцу и летом получить незатенённый солнечный свет. Осенью и зимой кактус впадает в "спячку".

Кактус может поглощать излучение компьютера и телевизора, а также радиацию от микроволновой печи. Ну и, конечно же, помимо лечения, его используют как комнатное растение для красоты.


Алоэ

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение, распространён в диком виде в Африке, и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней.

Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи.

Каланхоэ

Вечнозеленое многолетнее растение.

Это растения, которые способны накапливать в своих стеблях и листьях воду.

Полезные свойства каланхоэ известны людям давно. Его еще называют «деревом жизни». Сок взрослого растения лечит воспаления, очищает и заживляет раны, язвы, не раздражает кожу и слизистые оболочки. Каланхоэ с успехом применяют не только в медицине, но и в косметологии в качестве прекрасного омолаживающего средства. Кроме лечебных свойств, каланхоэ обладает способностью снижать количество вредных микробов в атмосфере, улучшает состав воздуха в помещениях, поглощает ядовитые вещества и осаждает пыль.


Ухаживать за каланхоэ легко, он может расти при любом освещении, нечувствителен к перепадам температур, не боится сквозняков, вредителей и засухи. В листьях каланхоэ содержится достаточно влаги, поэтому полив допустим пару раз в неделю, зимой поливать можно реже. Раз в год каланхоэ требует пересадки в новую, подготовленную почву. Землю для посадки можно приобрести готовую, обязательно уложить на дно горшка дренаж. Пересаживать каланхоэ достаточно один раз в пару лет.


Герань, комнатное растение
Герань комнатная очень красивое растение, это прекрасное растение, которое помимо своей красоты, обладает целым рядом целебных свойств. Герань комнатная имеет еще второе название - пеларгония. 
Пеларгония в переводе означает АИСТ.
Такое название герань комнатная получила за свои цветы, которые у нее очень похожи на клюв у аиста. 
Герань комнатная не любит большие горшки. Этот цветок предпочитает небольшой цветочный горшок. Если вы посадите ее в маленький горшок, то герань комнатная будет радовать вас цветами с марта по октябрь. 
Кстати, герань комнатная радует не только красотой, но и дарит здоровье.
Герань, стоящая в комнате, способна дарить успокоение ее жителям
Уход за геранью
Герань очень нежное растение, оно требует за собой особый уход. Герань очень быстро растет и, имея правильный уход, может достигать в высоту до 1 метра.
Держать горшочек с цветком лучше в хорошо осветленном месте. Еще герань очень любит свежий воздух, так что, будет лучше, в уход за ней включить проветривание помещения. Сделайте герани услугу, включите в уход, вынос горшка с геранью на свежий воздух. В уходе за геранью важно правильно производить полив растения. Герань, имея правильный уход, требует гибкий график полива. 
Летом герань поливают чаще, а зимой реже, уход большего не требует. Герань не требует опрыскивания, уход за ней обойдется без этого. Чтобы герань росла кустом, а не длинным стеблем, включите в уход обрезание верхушки. 



Сейчас мы с вами немножко отдохнем и проведем физминутку.

Физминутка

На окне в горшочках 
Поднялись цветочки. 
К солнцу потянулись, 
Солнцу улыбнулись. 
К солнышку листочки 
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, 
В солнышке утонут.

Ребята, давайте посчитаем сколько видов комнатных растении у нас в классе? Правильно четыре вида. Я вам предлагаю увеличить в нашем классе количество комнатных растении.

VI. Практическая работа. Посадка комнатного цветка.

Давайте посадим ещё один комнатный цветок. Этот цветок называется Фиалка.


Фиалка

Фиалка скромна и невинна

Изящна своей красотой,

И запах ни с чем не сравнимый,

С зеленой и сочной листвой.


А для того, что бы посадить цветок, нам нужно приготовить рабочее место. Нам нужен горшок для цветка, грунт т.е. земля, лопатка, деревянная палочка, тряпочка, вода комнатной температуры. И мы с вами должны соблюдать технику безопасной работы.

У меня в руках листочек фиалки, который поставила в воду 23 октября. За три недели он нарастил корни, значит нам пора уже посадить укоренённый листочек фиалки в грунт т.е в землю. Давайте подготовим горшок для цветка, для этого нам нужно заполнить горшочек грунтом до самого верха, делаем углубление в его центре для листочка. Удобнее всего сооружать его деревянной палочкой. В углублении располагаем лист и осторожно присыпаем его корни грунтом. Увлажняем чистой тёплой водой грунт в небольшом количестве. И ставим в тёплое светлое место.

Посадка комнатного растения

Обсуждение памяток.

  1. Памятка по уходу за комнатными растениями

  2. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

  3. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

  4. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

  5. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.


Мы эту памятку повесим в классе, чтобы помнили как ухаживать за комнатными растениями.









Учатся определять по описанию.












Делают вывод с помощью учителя.



























Слушают рассказ учителя.




Делают вывод с помощью учителя.



Анализируют и систематизирует полученные знания.


 Устанавливают причинно-следственные связи.

Слушают рассказ учителя.














































Обучающиеся следят за действиями учителя.








Дети учатся определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.















































































































































Обучающиеся сидят за партой. Повторяют движения.














Проявляют активность и самостоятельность во время выполнения задания.





Проявляют выраженный интереса к происходящему.

Познавательная мотивация.

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

-Какими комнатными растениями мы сегодня с вами позеакомились?

-Чему научились на уроке?

-Что сделали полезного?

- Для чего же нам нужны комнатные растения?

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)



Резервное время.

Нарисовать любое комнатное растение.


Обучающиеся вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке.



Актуализируют свои знания.

Делают вывод с помощью учителя.

Обучающиеся вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке. Актуализируют свои знания.


Излагают свое мнение, аргументируя его.




Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют за учителем основные термины, которые использовались на уроке


Обучающиеся сидят за партами и смотрят на учителя.


Оценивают свою деятельность, самостоятельно исправляют ошибки.










Проявляют внимание и интерес к речи учителя.


Проявляют самостоятельность при ответе на вопросы учителя.


7. Рефлексия (подведение итогов занятия)








.



Слушают учителя, выражают положительное отношение к процессу познания.