СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «компетентностный подход» - это направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальных (предметных) компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности ученика. Компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход»

Компетентностный подход.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. », в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Понятие «компетентностный подход» - это направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальных (предметных) компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности ученика. Компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта.

При компетентностном подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе начального звена обучения можно, например, формировать такие элементарные обще - учебные компетенции школьников, как:

-извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

-точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

-исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

-сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

-планирование действий и времени;

-оценка результатов своей деятельности и т.д.

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыков блоков, называемых компетенциями.

Компетентностный подход в обучении связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В основе компетентностного подхода лежат понятия «компетенция»/ «компетентность». Эти термины являются равнозначными.

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно действовать по отношению к ним.

Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.


К принципам компетентностного подхода относятся :


- диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;

- комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;

- многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.

Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.