СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Компьютер в жизни подростка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка, целью которой является обратить внимание родителей на роль компьютера и других гаджетов в жизни подростка.

Просмотр содержимого документа
«"Компьютер в жизни подростка"»

Классный руководитель Баширяева Рената Михайловна.



Родительское собрание в 6 «а» классе.



КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Цель: обратить внимание родителей на роль компьютера в жиз­ни подростка.

Задачи: проанализировать влияние компьютера на развитие личности и здоровье подростка; выявить причины увлеченности ком­пьютерными играми.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компью­терными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребе­нок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с «металлическим другом»?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универ­сальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэто­му давайте попробуем проанализировать все «плюсы» и «минусы» увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особен­ности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

  1. Компьютер и подросток

Прежде всего попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь? Можно ли говорить о «компьютеризации» всего свободного времени ребен­ка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщать­ся со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о «пагубном влиянии» компьютера на его психику.

Если же, прочитав эти строки, вы с горечью подумали: «Если бы!», то, вероятно, ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуаль­ными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, которым порой хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопи­тесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь, как известно, свято ме­сто пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего/будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь силь­ное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.

Прежде чем перейти к известному вопросу «что делать?», давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекатель­ны для детей компьютерные игры. Как говорится, врага надо знать в лицо! *

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране мони­тора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разби­раться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь оп­ределенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

  • Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нуж­но всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыду­щий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего су­ществования. С определенного возраста все нормально раз­вивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жиз­ней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страш­ный враг, с оптимизмом спросить: «Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?».

  • Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никако­го значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитан­нику представления о целенаправленности, силе воли и по­стоянстве.

  • Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - по­чувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то «переделать» себя, а кро­ме этого преодолеть чувство досады, что ты «не один такой умный»!

  • Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окру­жающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по же­ланию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уров­ни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов «я хочу», чем со слов «я могу».

  • И наконец, сам компьютер - замечательный партнер по обще­нию: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не каприз­ничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним лег­ко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуаль­ные миры.

Теперь, когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привле­кательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы по­степенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка об­щаться, помогите ему приобрести этот навык (чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их сов­местной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.). Если считаете, что главная причина - потребность чувствовать ус­пех, помогите подростку добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие (не как в игре, где за 15 минут можно построить город!). В общем, действуйте, исходя из выявленных причин чрезмерного увлечения компьютер­ными играми.

Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как же поступить с «железным другом» во вре­мя постепенного выполнения намеченных планов? Отвечая на дан­ный вопрос, помните, что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал «компь- ютероманом», то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вы­зовет у подростка протестные реакции, и все, что вы ему предлагае­те взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь - вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преиму­щества'. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои отноше­ния и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

Кстати, для того чтобы компьютерная территория не осталась для вас заповедной, важно, чтобы вы оставили свой след и там. Поэтому необходимо понять, что есть и польза от сидения за монитором. Тогда вы с легким родительским сердцем станете вникать в виртуаль­ные интересы вашего ребенка и даже покупать ему новые компью­терные игры, а также составлять компанию в играх, предполагающих партнерство.

Итак, чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для старшеклассников подойдут разнообразныелогические игры, развивающие способность прогнозировать и aна-лизировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринима-ется ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как не­произвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способ­ствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-мотор­ной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию аб­страктного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают, что предметы на экране бесполезно пытаться взять - это просто изо­бражения. А более старшие привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написан­ных слов - когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Последний пункт многие сочтут довольно сомнительным дос­тоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педаго­гов. Здесь нужно проявлять осторожность. Особенно когда речь идет о детях моложе девяти-десяти лет. На их психику могут воздейство-вать роль тирана и злодея, принятая им в игре.

Начиная с младшего подросткового возраста дети гораздо более чувствительны к границам роли и вряд ли будут переносить способы действия с компьютерными существами на реальных людей. А вот «вы­пустить пар», не щадя фантастических существ, может быть полезным II этот период. Ведь реальных эмоций (в том числе от общения со сверстниками) у ребят этого возраста предостаточно, а вот способами перера­ботки своих чувств, их обсуждения и выражения владеют далеко не все. При этом если 12- и 15-летние дети будут выражать свои негативные эмоции кулаками, то последствия могут быть очень серьезными

Что же касается влияния агрессивного героя на детскую психику, то здесь гораздо важнее ограничивать просмотр ребенком фильмов и телепередач, демонстрирующих во всех подробностях, как можно бить, унижать и даже уничтожать живых людей. Изображение насилия в рисованном мультике и хорошо снятом фильме или хронике про­исшествий вызывает совершенно разные впечатления. Кроме того, в игре за убитого врага награда - лишние баллы, может быть, больше «здоровья накинут», несколько «жизней». Другое дело в фильме. Там «хорошие парни», уничтожившие «плохих» (пара десятков случайных жертв обычно не в счет), в конце получают признание окружающих, любовь красивых женщин и прочие преимущества, с которыми так легко отождествиться!

Так что если ваш ребенок 12 лет психически здоров и не отно­сится к гиперактивным и легковозбудимым, то иногда и ограничен­но можно разрешить поиграть в «стрелялки» и тому подобные игры агрессивного содержания.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные «плюсы» и «минусы» виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою «золотую се­редину» в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из «механического противника» друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здо­ровьем. Но на эту тему лучше найти книгу, написанную медиками.

III. Подведение итогов

Дополнительный материал

Гэмблинг- зависимое поведение

Зависимое поведение - это глубокая, рабская зависимость от непреодо­лимой вынуждающей силы, которая обычно восп воспринимается и переживается как идущая извне (наркотик, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, власть, деньги и т. д.), т. е. любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. Пристрастие к азартным играм, т. е. игровая зависимость, - это гэмблинг.

Проблема патологической зависимости возникает, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начи­нает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь и приводящей к отрыву от реальности. Наступает момент, когда че­ловек не только не решает важных для себя проблем (бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что процесс реализации зависимости включает в себя не только использование предмета зависимости, возможности и способ его достижения, но и мысли о состоянии ухода от реальности.

Как же выглядит человек, склонный к зависимостям?

У таких людей наблюдаются:

  1. уязвимость системы эмоциональной саморегуляции, неспособность адекватно выражать свои чувства;

  2. неадекватная самооценка, причем как заниженная, так и завышенная;

  3. чувство стыда и вины;

  4. ощущение своей никчемности с повышенной самокритичностью;

  5. крайняя несамостоятельность и неумение сказать «нет!» (то, что в оби­ходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутыми другими людьми;

  6. ранимость критикой или неодобрением;

  7. нежелание брать на себя ответственность, как следствие - безогово­рочное подчинение значимым людям;

  8. пассивная жизненная позиция, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать ре­шения;

  9. страх одиночества и желание его избежать;

  10. социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кру­гом общения (или, наоборот, общение со многими людьми, но очень поверхностное), неумение высказываться, поделиться своими пере­живаниями с окружающими, недостатком близких отношений, им­пульсивностью, неумением планировать свое время, неспособность добиваться поставленных целей;

  11. пониженный фон настроения, состояние депрессии.

При характеристике личности подростка надо учитывать, что необяза­тельно могут присутствовать все вышеперечисленные характеристики. Их вариации могут быть различными.

Признаки игровой зависимости

Для зависимого от игры человека характерны:

  1. частое участие в игре и добывание денег для игры;

  2. частое участие в игре на большие суммы денег в течение более дли­тельного времени, чем субъект намеревался ранее;

  3. потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достичь же­лаемого возбуждения;

  4. беспокойство или раздражительность, если игра срывается;

  5. повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю (охота за выигрышем);

  6. неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие в игре;

  7. принесение в жертву некоторых важных социальных профессиональ­ных или увеселительных мероприятий ради игры.

У зависимого от игры человека наблюдается так называемая иллюзия контроля, которая предполагает, что игрок верит в то, что может контроли­ровать случайные события посредством различных способов ритуального поведения, например, скорости нажатия кнопки игрового автомата.

Профилактика

Что можем сделать мы, взрослые, чтобы у наших детей не возника­ли патологические пристрастия?

В первую очередь, в работе с детьми необходимо опираться на лично­стные особенности, располагающие к формированию зависимостей детей (перечисленные выше). Для работы с такими детьми нужно придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо помогать детям в выражении своих чувств, проговаривая их (ты сейчас гневаешься, злишься, тебе обидно, одиноко и т. д.).

  2. При неадекватной самооценке хорошо использование тренинговых упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки. Если самооценка занижена, то давать ребенку такие задания, с которы­ми он может справиться, и после выполнения похвалить, желательно в присутствии других детей.

  3. При наличии у ребенка ощущения своей никчемности следует дать понять ребенку, что он хороший, что его любят, просто не все умеют говорить и показывать свои чувства.

  4. Воспитывать у ребенка самостоятельность - поручать ему важные за­дания, которые он должен выполнить сам.

  5. Если ребенок негативно воспринимает критику, можно с ним порас­суждать о том, что не у всех всегда все получается, но об этом лучше узнать вовремя, чтобы можно было все исправить, а для этого и необ­ходима критика. Когда люди критикуют какие-то поступки, это совсем не значит, что они критикуют самого человека.

  6. Необходимо формировать у ребенка активную жизненную позицию. Для этого можно вовлекать детей в активное участие во всех меро­приятиях школы или клуба. Размышлять о будущем, ставить цели и ис­кать пути их достижения.


7