Компьютерная грамотность и информационная культура
Компьютерная грамотность — это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.
ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Бытовая компьютерная грамотность.
- Профессиональная компьютерная грамотность.
- Овладение компьютером как интеллектуальным средством .
КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
• Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.
• Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.
• Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.
• Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.
• Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека .
Информационная культура — это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать.
Основы информационной культуры включают в себя самостоятельную работу с информацией, которая предполагает:
• поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек);
• знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации);
• умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками тезисного, реферативного изложения материала);
• работа с различными видами и типами литературы;
• использование технических средств в учебных, научных и практических целях.
В содержание информационной культуры входят:
• анализ и синтез полученной информации;
• умение выделять главное из множества второстепенного;
• переработка (осмысление) информации;
• запоминание информационных единиц;
• дальнейшее восстановление в памяти;
• превращение полученной информации в собственное знание;
• процесс создания новой информации и нового знания.
В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры - информационной культуры . В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность , то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности , которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.
Существуют несколько критериев, позволяющих определять уровень информационной культуры, который напрямую зависит от умения человека пользоваться компьютерной техникой.
К таким критериям относятся:
• Способность правильно сформулировать запросы на количество информации.
• Умение осуществлять поиск этой информации среди информационных ресурсов.
• Умение отбирать нужную информацию, давать ей оценку и на основе полученных знаний делать выводы, создавая тем самым новую информацию.
• Компьютерная грамотность и способность обмениваться полученной информацией.
Спасибо за внимание!