За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования.
Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.
Проникновение ИКТ через компьютеризацию в сферу образования позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
Компьютерные технологии позволяют:
накопить и сделать легко доступными преподавателям и учащимся громадные объемы учебно-методических материалов, обеспечить высокую наглядность учебного материала, осуществлять коллективную работу учащихся
Тем самым компьютеризация открывает широкий простор для творчества как преподавателей, так и учащихся, что является одной из важнейших задач образовательной реформы в Российской Федерации. Еще одно важное направление – интеграция информационных технологий (ИТ) с общеобразовательными дисциплинами, необходимость которой определяется задачами:
включения всех учителей ОУ в процесс компьютеризации;
использования в целях учебного процесса возрастающего интереса школьников к компьютеру не только на уроках информатики, но и на других предметах.
Опыт показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации целесообразно вести «от учащихся» – путем активного внедрения в учебный процесс проектного метода обучения с элементами научно-исследовательской деятельности учащихся и использованием ИТ. Помимо возможности использования результатов проектной работы учащихся при проведении уроков, выполнение проектных работ с использованием ИТ меняет мотивацию к освоению компьютера у самих учителей. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода на другой уровень владения компьютером – использование ПК для подготовки материалов урока.
Вот уже несколько лет я применяю в своей работе метод проектов.
Метод проектов позволяет учащемуся формировать и некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, способность ощущать себя членом команды - подчинять свой темперамент, характер, личное время интересам общего дела. Каждый ученик - участник проекта - не заучивает, а старается с помощью партнеров по подгруппе понять материал, осмыслить его. Задания заключаются в том, чтобы не воспроизвести тот или иной материал, а применить его при решении нетиповых задач.
Организационная сторона обучения в сотрудничестве складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактического материала по подгруппам.
2. Работа в подгруппах:
знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах;
распределение заданий внутри подгруппы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;
обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
подведение итогов выполнения задания в подгруппе.
3. Заключительная часть.
сообщение о результатах работы в подгруппах;
анализ познавательной задачи, рефлексия;
общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.
Роль учителя в методе проекта ответственная и трудоемкая. Необходимо подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, в том числе и отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и весьма трудоемкая работа учителя. Самое сложное для учителя - это роль независимого консультанта. В ходе консультации важно только отвечать на возникающие вопросы учащихся и, по возможности, удерживаться от подсказок.
Метод проектов кардинально меняет и роль учеников: они выступают активными участниками процесса, а не статистами. Ученики учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную им информацию, определять ее необходимость, исходя из проблемы проекта. Работа в малых группах помогает им научиться работать в «команде». При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок в работе создает мотивацию повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная реакция позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.
Мой опыт работы в школе показывает, что проекты востребованы и вызывают интерес у школьников, так как они действительно видят свои успехи не только в повышении своего уровня владения иностранным языком. Именно метод проектов позволяет соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления применительно к новым практическим задачам общения. Это способствует развитию способности учащихся ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах иноязычной культуры, формирует также понимание необходимости проявления уважения к традициям и стилю жизни представителей другого культурного сообщества и вместе с тем способствует овладению способами представления своей родной культуры в инокультурной среде.
Использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку и контроля на старшем этапе в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников средствами иностранного языка, так как дает мне возможность:
включить учащихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую
деятельность в школе и за ее пределами, что способствует их социализации:
индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим учащимся право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала и источников его получения;
варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между учителем и учеником;
организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;
совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
использовать современные технологии для сбора и обработки информации;
интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;
развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.
Я поддерживаю желание учащихся изучать свою страну и страны изучаемого языка. Проектная работа, как это ясно показывает опыт, необходима и важна для осознания учащимися того, что иностранный язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.
В заключение хотелось бы привести некоторые данные анкетирования учащихся. Они отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты: лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках; трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме; трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его еще и интересно было читать, и т.д. Как показал последующий анализ, ребята справились с этими проблемами.
Ретроспективный анализ показал: студенты, уже окончившие школу, отмечали, что подобная работа им очень помогла при обучении в вузе - они знали, как находить, выбирать и структурировать материал и т.д.
Практика моего опыта показала, что работа по использованию проектных работ дает возможность каждому ученику совершенствовать свою коммуникативную компетенцию на родном и на иностранном языках во всех видах речевой деятельности; способствует осознанию целостной картины мира на основе интегрированных знаний, поддерживает интерес к достижениям человечества и ощущение гордости за вклад своего народа в мировую культуру и цивилизацию в целом, а также формирует умение и потребность к самообразованию и самосовершенствованию. У моих ребят сформировалось умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми, как в школе, так и за пределами. Теперь у них нет комплекса при использовании Интернет – ресурсов в поисках необходимой литературы в библиотеках, а главное, они научились оценивать себя: что каждый может достигнуть, чего добиться и как это сделать.
Одним из результативных подходов к решению педагогических задач является организация сетевого взаимодействия на различных уровнях образовательной деятельности. Сетевое взаимодействие обеспечивает:
− неограниченный доступ каждого участника проекта к общему банку информации;
− рациональное распределение ресурсов при достижении общих целей деятельности;
− выбор вариативности при решении общих задач с опорой на инициативу и творческий подход каждого конкретного участника;
− осуществление непосредственного контакт участников друг с другом.
Модели взаимодействия отражены в общей схеме технологии сотрудничества:
Модель «учитель — ученик».
Учитель организует сетевое взаимодействие с одним или несколькими учениками, которое не предполагает взаимодействия учеников друг с другом.
Модель «ученик — ученик».
Учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом. Примеров такого типа взаимодействия в литературе очень мало, так как это требует максимальных временных затрат. Подразумевается организационная, коррекционная и контролирующая роль учителя. Самоорганизованное общение детей в социальных сетях носит стихийный характер и не решает учебных задач. Применение в образовательных целях существующую потребность школьников в сетевом взаимодействии, имеющиеся у них навыки сетевого общения на сегодняшнем этапе развития ИК-технологий может быть рациональным и продуктивным.
Модель «учитель — учитель».
Педагоги продуктивно взаимодействуют друг с другом, используя различные сетевые средства. Эта модель является наиболее распространенной в учительской среде. Дистанционные курсы, вебинары, педагогические форумы и образовательные сайты стали популярны и уже никого не пугают. Сетевое взаимодействие, являясь колоссальным информационно-коммуникационном ресурсным пространством, содействует развитию личностного самоопределения учащихся на основе адекватной самооценки своих возможностей и способностей и успешности социальной адаптации и личностной самореализации субъектов образовательного процесса. Интернет-обучение, являясь доступной формой организации учебной и внеурочной деятельности, в настоящее время не является достаточно популярным. Беспроигрышным вариантом эффективной организации сетевого взаимодействия может стать проектная деятельность, одним из условий которой является совместная коллективная работа по достижению общего результата, в ходе которой каждый участник, являясь членом команды, вносит свой вклад в общую работу, взаимодействует при этом с другими.
Сегодня каждый учитель может воспользоваться огромным количеством сервисов для организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий.
Работа, организованная в сетевом пространстве, доказывает свою состоятельность, являясь действенным методом при формировании универсальных учебных действий. Коммуникативные: − планирование внутрикомандного сотрудничества и согласование своих действия с партнерами. Личностные: − личная ответственность каждого члена команды за выполнение своей части задания; освоение новых видов деятельности. Регулятивные: − умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями. Познавательные: − добывать, перерабатывать и представлять информацию; − оформлять результаты исследования и представлять их. Реализация всестороннего виртуального партнерства выступает гарантом в достижении общеучебных целей, обеспечивая доступность, открытость и вариативность. Способствует не только повышению профессиональной компетентности учителя в применении современных ИК-технологий, но и формированию познавательной компетентности учащихся, используя их интерес к современным компьютерным технологиям. Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, команда, друг, учитель, ученик, участник проекта, социальная сеть, модель, задача, член команды.