Код ВАК 13.00.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЛАТИФОВ АБДУЛАТИФ САИДОВИЧ – КАН. ПЕД. НАУК.
Преподаватель Математики и информатики ГБПОУ РД «Каспийское медицинское училище им. А. Алиева»
Компьютерные технологии - как средство развития учащихся в начальной школе.
Аннотация
В статье рассматриваются общие принципы применения компьютера для учащихся начальных школ как средство для эффективности развития кругозора и проявления интереса у ребенка
Ключевые слова: компьютерное обучение; компьютерные технологии; психологический барьер; информационные технологии
KEY WORDS: computer training; computer technologies; psychological barrier; information technologies
Применение компьютерных технологий дает широкие возможности развития, и проявления интереса, а также происходит активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Но современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают как простейший бытовой предмет. Поэтому у младших школьников нет психологического барьера перед этой техникой.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников.
Детская память непроизвольна, то есть дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запоминать. Они запоминают только яркие эмоционально важные для них детали и случаи. Компьютер делает значимым ярким содержание усвояемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Сравнивая традиционные уроки и уроки с использование компьютерных технологий можно с уверенностью констатировать ряд преимуществ этих уроков перед традиционными уроками.
урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке;
использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде);
повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности;
возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами);
информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Используя компьютер на примере изучения математического материала, важно создание условий для развития и совершенствования всех познавательных процессов младших школьников. Основными положениями такого подхода являются:
Включение пакета основных программ, направленных на отработку навыков табличного сложения и вычитания, умножения и деления, усвоения выполнения алгоритма арифметических действий.
Включение целенаправленно выстроенной системы содержательно-логических заданий, компьютерных игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных с одной стороны на развитие познавательных процессов младших школьников, а с другой более осознанному усвоению изучаемого математического материала.
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.
Список литературы.
Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
Пышная, Е. А. Урок – игра «Компьютерное кафе» / Е. А. Пышная, Э. Х. Бекалдиева // Информатика и образование. – 2004. - № 2. – С. 49 – 51.
Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д. Ю. Усенков // Информатика и образование. – 2003. - № 9. – С. 62.
Курсовая работа «Информационные технологии на уроках как средство повышения качества образования в начальной школе».