Комплекс авторских заданий на предметном материале (история) для отработки УУД «Сравнение»:
на определение общих признаков сравниваемых объектов;
на определение сходства и отличия;
на постановку цели сравнения;
на формулирование вывода по результатам сравнения;
на сравнение в целом.
-Задание на сравнение в целом.
1. Заполните таблицу «Особенности летописания Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли».
Линия сравнения | Владимиро-Суздальское княжество | Новгородская земля |
Особенности летописания | Рассматривали княжество как продолжение Древнерусского государства, а князей владимирских как преем-ников киевских, отражали интересы своих князей и поощряли их стремление быть первыми | Подробно и точно освещались все со-бытия городской жизни, тогда как фигуре князя уделялась второстепенная роль. |
Причины вышеназванных особенностей | Сильный институт княжеской власти | Развитые вечевые традиции и республиканская система государственного устройства |
2. Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».
Категория населения | Время года |
Лето | Зима |
Мужчины | Полевые работы, сенокос, скотоводство, бортничество, дом. хозяйство (отличия выражались в специализации сельского хозяйства) | Дом. хозяйство, ремесла, охота, торговля (при наличии излишков), а при подсечном земледелии еще и рубка леса |
Женщины | Помогали мужчинам в поле, огородничество, животноводство (домашняя скотина), дом. хозяйство | Дом. хозяйство, животноводство, ткачество |
Дети | Помогали взрослым, присматривали за младшими членами семьи, собирательство (ягоды, грибы и т.д.) | Помогали взрослым, присматривали за младшими членами семьи |
-Задание на формулирование вывода по результатам сравнения.
Заполните таблицу: «Основные сословия российского общества в XVII веке» и сделайте вывод о том, что общего среди них можно выделить?
Название сословия | Состав сословия | Служба или повинность |
Феодалы: вотчинники и помещики | Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй, и владельцы поместий | Несли государеву службу на общих основаниях, работали на земле, выполняли некоторые дополнительные повинности. |
Крестьяне | Владельческие, черносошные, монастырские, церковные, дворцовые, вотчинные и поместные | Работали на земле, выполняли барщину и оброк, платили натуральный и денежный оброк, несли дополнительные повинности |
Городское население | Ремесленники, торговцы, стрельцы, купцы | Платили налоги, несли повинности, несли государственную службу |
Духовенство | Белое ( приходские священники) и чёрное ( монахи) | Церковная служба, белые – вносило платежи церковным и светским властям |
Казаки | Военное население | Несли военную службу, а в свободное время занимались промыслом. |
Вывод: представители каждого из этих сословий должны были нести какую-либо службу, либо повинность государству.
-Задание на определение сходства и отличия.
Выделите и запишите общие черты и различия в деятельности патриархов Филарета и Никона.
Патриарх Филарет | Патриарх Никон |
* Оба получили титул «великого государя». * Энергичная охрана чистоты православия, преследование религиозного вольнодумства и распущенности * Реформирование церковной администрации * Влияние на гражданские дела * Влияние на внешнюю политику, где занимали твердую антизападную позицию |
* По воспитанию был человеком светским * Слабо разбирался в церковно-богословских вопросах * Не смог решить вопросы религиозного характера, накопившиеся в стране * Фактически был царем при сыне Михаиле * Стремился прежде всего к укреплению светской (царской) власти | * С ранних лет проявлял интерес к религии и свой путь начал с простого деревенского священ-ника * Прекрасно разбирался в церковно- богословских вопросах * Провел церковную реформу * Несмотря на титул «великого государя», был только советником царя, не играя роли первого лица * Противился вмешательству светской власти в дела церкви и стремился к приоритету духовной власти. |
-Задания на определение отличия.
1. Запишите отличия крестьянской войны от крестьянского восстания.
Крестьянское восстание | Крестьянская война |
- стихийность движения, неорганизованность и разрозненность; - локальность движения; - отсутствие четкого плана действий; - отсутствие программы требований; - основная идея — свобода; - затрагивает только один слой населения. | - наряду со стихийностью имеет место организованность и совместные действия; - наличие руководства и плана действий; - выдвижение широкого спектра политических, социальных и экономических требований; - основная идея — борьба против крепостничества и высших сословий; - затрагивает разные слои населения; - массовость движения. |
2. Запишите в таблицу различия в положении владельческих и черносошных крестьян в XVII в.
Владельческие крестьяне | Черносошные крестьяне |
* Лично зависимы * Платили подати и государству, и феодалу * Несли повинности в пользу феодалов * «Тягло» меньшего размера * Не имели права владеть землей * Ограничение право- и дееспособности * Вели хозяйство на феодальных землях * Не имели права распоряжаться своим имуществом | * Лично независимы * Платили подати только государству * Не несли повинностей * Самый высокий размер «тягла» * Имели право владеть землей * Обладали право- и дееспособностью * Вели хозяйство на государственных землях * Имели право распоряжаться своим имуществом |
- Задания на определение общих признаков сравниваемых объектов
1. Заполните сравнительную таблицу «Москва и Орда накануне Куликовской битвы».
Линии сравнения | Москва | Орда |
Цели Куликовской битвы | Разбить войска Мамая, не дав им соединиться с союзниками | Приведение в подчинение русских князей и укрепление авторитета в Орде |
Полководцы | Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк и др. | Мамай |
Союзники | Ниж.-суздальское, смоленское, полоцкое, брянское княжества | Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег |
Подготовка к сражению | Разведка сил противника, расположение войск и устройство Засадного полка | Не проводилась |
2. Заполните сравнительную таблицу «Реформы Петра I».
Линии сравнения | Допетровское время | Правление Петра I |
Армия | Нерегулярная армия — стрельцы и дворянское ополчение без единого снаряжения и системы подготовки | Регулярная армия, формируемая по рекрутскому набору |
Флот | Отсутствовал как таковой | Регулярный флот, один из сильнейших в Европе |
Центральное управление | Боярская Дума и система приказов | Сенат и система коллегий |
Местное управление | Назначаемый воевода | Выборный бурмистр во главе магистрата (городская управа) |
Управление церковью | Патриарх | Упразднено патриаршество, во главе церкви — духовная коллегия (Синод) |
Власть царя | Неограниченная | Неограниченная, централизация исполни-тельной и законодательной власти, император |
3. Заполните сравнительную таблицу: «Создание РСДРП»
Название партии | Год образования | Лидеры | Отношение к самодержавию | Крестьянский вопрос | Национальный вопрос |
РСДРП | 1898, 1903 | В. И. Ленин, Л. Мартов | Свержение самодержавия Установление диктатуры пролетариата | Возвращение крестьянам отрезков, отмена платежей | Право наций на самоопределение |
ПСР | 1901 | В. М. Чернов | Свержение самодержавия, установление «народовластия» | Социализация земель | Федеративное государство |
Задание на постановку цели сравнения
Оцените значение петровских преобразований.
Значение петровских преобразований |
для государства | для народа | для безопасности страны | для положения России в Европе |
Укрепление государства и преодоление отсталости, развитие промышленности и торгов-ли, реформа государственного управления, из-жито местничество | Для части населения — выборное самоуправление, европеизация быта, образование. Для народа — усиление эксплуатации, разорение и об-нищание | Создание армии и флота по европейскому образцу | Повышение престижа и репутации страны, Рос-сия вошла в число сильных европейских дер-жав |
Базовый уровень
УУД «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.
Определение понятия УУД | Способы( алгоритмы) формирования УУД |
Смысловое чтение- вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; Стратегии послетекстовой деятельности: «вопросы после текста» Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. | Стратегия «Чтение в кружок» 1 шаг. Внимательно, с пониманием читать текст по абзацам по очереди 2 шаг. Слушающие должны задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. 3 шаг. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. 4 шаг. Если ответ читающего не верен или не точен, слушающие его поправляют. Стратегия послетекстовой деятельности: «вопросы после текста» 1 шаг. Ознакомиться с вопросами для текста 2 шаг. Внимательно прочитать текст 3 шаг. Надо найти точный ответ в одном предложении текста (если он находится в одном предложении) 4 шаг. Сформулировать ответ на вопрос, соединяя части текста (если ответ находится в нескольких частях текста) |
Разработка сценария урока под современную технологию
Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Цель урока: показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства, подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев, продолжить,
формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с источниками.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.
-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой
Персоналии: Хаммурапи
Оборудование: компьютер, проектор, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2009
Ход урока
№ | Этап урока. | Деятельность учителя. Дидактические условия для организации поисковой деятельности школьников | Деятельность ученика. |
1 | Организационный момент. Актуализация знаний. | Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, готовят необходимые к уроку принадлежности |
2. | Создание проблемной ситуации (вызвать удивление, для того, чтобы активизировать познавательный интерес, желание самому открыть новое знание) | Вступительное слово учителя. Учитель показывает учащимся рисунок. Постановка проблемного вопроса: « Как вы думаете, чем уникален этот столб?», «Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?» Версии учащихся фиксирует на доске. Подводит учащихся к выводу, что этот столб ценен содержанием, написанном на нем текста. Учитель задает вопросы: Какой возникает вопрос? Чего мы не знаем? Над чем сегодня будем работать? Учитель озвучивает основную цель на урок: узнать, о чем этот текст? | Рассматривают изображение. Высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы. Ученики высказывают свои предположения |
3. | Решение учебной проблемы | 1. Учитель фиксирует внимание учеников на рисунке Рассмотрите фигуры на столбе, кто эти люди? Зачитывает начало клинописного текста. -С какой целью Хаммурапи был призван править страной? -Каким образом поддерживал порядок? Подводит к выводу: что текст на столбе, это законы Хаммурапи. 2. Изучение законов (приложение) Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Учитель раздает карточки со статьями законов. Учитель предлагает вопросы: Кого защищали Законы? Кого наказывали? Подводит учащихся к выводу. 3. По ходу ответов оформляет запись на доске: Законы-правила обязательные к исполнению всеми гражданами страны. | 1. Рассматривают рисунок. Высказывают свои предположения. Слушают, анализируют текст, отвечают на вопросы. 2.Работают со статьями законов и отвечают на вопросы к документам. Представитель от каждой группы отвечает на поставленные вопросы перед классом. 3. Записывают определение в тетрадь |
5. | Рефлексия. | -Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями. | Выполняют задания в тетрадях. |
6. | Подведение итогов урока и домашнее задание. | Учитель аргументировано оценивает работу учащихся, задает домашнее задание Выставляет отметки. | Записывают домашнее задание |
Приложение
Статьи законов для первой группы учеников:
59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.
Вопросы к документу: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?
Статьи законов для второй группы учеников:
15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.
Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков
Статьи законов для третьей группы учеников:
128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?
Задание для учащихся:
Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи. Преступление Наказания
1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… В) …то ему должно отрубить руку.
4. Если раб ударит по
щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.
5. Если строитель построит дом
и этот дом разрушится, то… Д) …то должно отрезать ему ухо.