СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс авторских заданий на предметном материале по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс авторских заданий на предметном материале по истории

Просмотр содержимого документа
«Комплекс авторских заданий на предметном материале по истории»

Комплекс авторских заданий на предметном материале (история) для отработки УУД «Сравнение»:

  • на определение общих признаков сравниваемых объектов;

  • на определение сходства и отличия;

  • на постановку цели сравнения;

  • на формулирование вывода по результатам сравнения;

  • на сравнение в целом.

-Задание на сравнение в целом.


1. Заполните таблицу «Особенности летописания Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли».


Линия сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Особенности летописания

Рассматривали княжество как продолжение Древнерусского государства, а князей владимирских как преем-ников киевских, отражали интересы своих князей и поощряли их стремление быть первыми

Подробно и точно освещались все со-бытия городской жизни, тогда как фигуре князя уделялась второстепенная роль.

Причины вышеназванных особенностей

Сильный институт княжеской власти

Развитые вечевые традиции и республиканская система государственного устройства


2. Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».

Категория

населения

Время года

Лето

Зима

Мужчины

Полевые работы, сенокос, скотоводство, бортничество, дом. хозяйство (отличия выражались в специализации сельского хозяйства)

Дом. хозяйство, ремесла, охота, торговля (при наличии излишков), а при подсечном земледелии еще и рубка леса

Женщины

Помогали мужчинам в поле, огородничество, животноводство (домашняя скотина), дом. хозяйство

Дом. хозяйство, животноводство, ткачество

Дети

Помогали взрослым, присматривали за младшими членами семьи, собирательство (ягоды, грибы и т.д.)

Помогали взрослым, присматривали за младшими членами семьи


-Задание на формулирование вывода по результатам сравнения.

Заполните таблицу: «Основные сословия российского общества в XVII веке» и сделайте вывод о том, что общего среди них можно выделить?


Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Феодалы: вотчинники и помещики

Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй, и владельцы поместий

Несли государеву службу на общих основаниях, работали на земле, выполняли некоторые дополнительные повинности.

Крестьяне

Владельческие, черносошные, монастырские, церковные, дворцовые, вотчинные и поместные

Работали на земле, выполняли барщину и оброк, платили натуральный и денежный оброк, несли дополнительные повинности

Городское население

Ремесленники, торговцы, стрельцы, купцы

Платили налоги, несли повинности, несли государственную службу

Духовенство

Белое ( приходские священники) и чёрное ( монахи)

Церковная служба, белые – вносило платежи церковным и светским властям

Казаки

Военное население

Несли военную службу, а в свободное время занимались промыслом.


Вывод: представители каждого из этих сословий должны были нести какую-либо службу, либо повинность государству.


-Задание на определение сходства и отличия.

Выделите и запишите общие черты и различия в деятельности патриархов Филарета и Никона.

Патриарх Филарет

Патриарх Никон

* Оба получили титул «великого государя».
* Энергичная охрана чистоты православия, преследование религиозного вольнодумства и распущенности
* Реформирование церковной администрации
* Влияние на гражданские дела
* Влияние на внешнюю политику, где занимали твердую антизападную позицию

* По воспитанию был человеком светским
* Слабо разбирался в церковно-богословских вопросах
* Не смог решить вопросы религиозного характера, накопившиеся в стране
* Фактически был царем при сыне Михаиле
* Стремился прежде всего к укреплению светской (царской) власти

* С ранних лет проявлял интерес к религии и свой путь начал с простого деревенского священ-ника
* Прекрасно разбирался в церковно- богословских вопросах
* Провел церковную реформу
* Несмотря на титул «великого государя», был только советником царя, не играя роли первого лица
* Противился вмешательству светской власти в дела церкви и стремился к приоритету духовной власти.



-Задания на определение отличия.

1. Запишите отличия крестьянской войны от крестьянского восстания.

Крестьянское восстание

Крестьянская война

- стихийность движения, неорганизованность и разрозненность;
- локальность движения;
- отсутствие четкого плана действий;
- отсутствие программы требований;
- основная идея — свобода;
- затрагивает только один слой населения.

- наряду со стихийностью имеет место организованность и совместные действия;
- наличие руководства и плана действий;
- выдвижение широкого спектра политических, социальных и экономических требований;
- основная идея — борьба против крепостничества и высших сословий;
- затрагивает разные слои населения;
- массовость движения.


2. Запишите в таблицу различия в положении владельческих и черносошных крестьян в XVII в.

Владельческие крестьяне

Черносошные крестьяне

* Лично зависимы
* Платили подати и государству, и феодалу
* Несли повинности в пользу феодалов
* «Тягло» меньшего размера
* Не имели права владеть землей
* Ограничение право- и дееспособности
* Вели хозяйство на феодальных землях
* Не имели права распоряжаться своим имуществом

* Лично независимы
* Платили подати только государству
* Не несли повинностей
* Самый высокий размер «тягла»
* Имели право владеть землей
* Обладали право- и дееспособностью
* Вели хозяйство на государственных землях
* Имели право распоряжаться своим имуществом


- Задания на определение общих признаков сравниваемых объектов

1. Заполните сравнительную таблицу «Москва и Орда накануне Куликовской битвы».

Линии сравнения

Москва

Орда

Цели Куликовской битвы

Разбить войска Мамая, не дав им соединиться с союзниками

Приведение в подчинение русских князей и укрепление авторитета в Орде

Полководцы

Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк и др.

Мамай

Союзники

Ниж.-суздальское, смоленское, полоцкое, брянское княжества

Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег

Подготовка к сражению

Разведка сил противника, расположение войск и устройство Засадного полка

Не проводилась


2. Заполните сравнительную таблицу «Реформы Петра I».

Линии сравнения

Допетровское время

Правление Петра I

Армия

Нерегулярная армия — стрельцы и дворянское ополчение без единого снаряжения и системы подготовки

Регулярная армия, формируемая по рекрутскому набору

Флот

Отсутствовал как таковой

Регулярный флот, один из сильнейших в Европе

Центральное управление

Боярская Дума и система приказов

Сенат и система коллегий

Местное управление

Назначаемый воевода

Выборный бурмистр во главе магистрата (городская управа)

Управление церковью

Патриарх

Упразднено патриаршество, во главе церкви — духовная коллегия (Синод)

Власть царя

Неограниченная

Неограниченная, централизация исполни-тельной и законодательной власти, император


3. Заполните сравнительную таблицу: «Создание РСДРП»

Название партии

Год образования

Лидеры

Отношение к самодержавию

Крестьянский вопрос

Национальный вопрос

РСДРП

1898, 1903

В. И. Ленин,

Л. Мартов

Свержение самодержавия

Установление диктатуры пролетариата

Возвращение крестьянам отрезков, отмена платежей

Право наций на самоопределение

ПСР

1901

В. М. Чернов

Свержение самодержавия, установление «народовластия»

Социализация земель

Федеративное государство


Задание на постановку цели сравнения

Оцените значение петровских преобразований.

Значение петровских преобразований

для государства

для народа

для безопасности
страны

для положения России
в Европе

Укрепление государства и преодоление отсталости, развитие промышленности и торгов-ли, реформа государственного управления, из-жито местничество

Для части населения — выборное самоуправление, европеизация быта, образование. Для народа — усиление эксплуатации, разорение и об-нищание

Создание армии и флота по европейскому образцу

Повышение престижа и репутации страны, Рос-сия вошла в число сильных европейских дер-жав



Базовый уровень

УУД «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»


Обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.


Определение понятия УУД

Способы( алгоритмы) формирования УУД


Смысловое чтение- вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определением основной и второстепенной информации;

  • формулированием проблемы и главной идеи текста

Стратегии послетекстовой деятельности: «вопросы после текста»

Целью стратегий  постчтения  является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.



Стратегия «Чтение в кружок»

1 шаг. Внимательно, с пониманием читать текст по абзацам по очереди

2 шаг. Слушающие должны задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

3 шаг. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.

4 шаг. Если ответ читающего не верен или не точен, слушающие его поправляют.


Стратегия послетекстовой деятельности: «вопросы после текста»

1 шаг. Ознакомиться с вопросами для текста

2 шаг. Внимательно прочитать текст

3 шаг. Надо найти точный ответ в одном предложении текста (если он находится в одном предложении)

4 шаг. Сформулировать ответ на вопрос, соединяя части текста (если ответ находится в нескольких частях текста)



Разработка сценария урока под современную технологию


Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Цель урока: показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства, подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев, продолжить,

формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с источниками.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой

Персоналии: Хаммурапи

Оборудование: компьютер, проектор, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2009

Ход урока

Этап урока.

Деятельность учителя.

Дидактические условия для организации поисковой деятельности школьников

Деятельность ученика.

1

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, готовят необходимые к уроку принадлежности

2.

Создание проблемной ситуации (вызвать удивление, для того, чтобы активизировать познавательный интерес, желание самому открыть новое знание)

Вступительное слово учителя.

Учитель показывает учащимся рисунок.

Постановка проблемного вопроса: « Как вы думаете, чем уникален этот столб?», «Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?»

Версии учащихся фиксирует на доске.

Подводит учащихся к выводу, что этот столб ценен содержанием, написанном на нем текста.

Учитель задает вопросы:

Какой возникает вопрос? Чего мы не знаем? Над чем сегодня будем работать?

Учитель озвучивает основную цель на урок: узнать, о чем этот текст?

Рассматривают изображение.

Высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.







Ученики высказывают свои

предположения


3.

Решение учебной проблемы


1. Учитель фиксирует внимание учеников на рисунке

Рассмотрите фигуры на столбе, кто эти люди?

Зачитывает начало клинописного текста.

-С какой целью Хаммурапи был призван править страной?

-Каким образом поддерживал порядок?

Подводит к выводу: что текст на столбе, это законы Хаммурапи.

2. Изучение законов (приложение)

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Учитель раздает карточки со статьями законов.

Учитель предлагает вопросы:

Кого защищали Законы?

Кого наказывали?

Подводит учащихся к выводу.



3. По ходу ответов оформляет запись на доске: Законы-правила обязательные к исполнению всеми гражданами страны.

1. Рассматривают рисунок.

Высказывают свои

предположения.

Слушают, анализируют текст, отвечают на вопросы.







2.Работают со статьями законов и отвечают на вопросы к документам.

Представитель от каждой группы отвечает на поставленные вопросы перед классом.





3. Записывают определение в тетрадь


5.

Рефлексия.

-Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями.

Выполняют задания в тетрадях.

6.

Подведение итогов урока и домашнее задание.

Учитель аргументировано оценивает работу учащихся, задает домашнее задание Выставляет отметки.

Записывают домашнее задание


Приложение

Статьи законов для первой группы учеников:


59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.

245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.

260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.

261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.


Вопросы к документу: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?


Статьи законов для второй группы учеников:


15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.


Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков


Статьи законов для третьей группы учеников:


128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.

168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.

185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.


Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?


Задание для учащихся:


Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи. Преступление Наказания

1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… В) …то ему должно отрубить руку.

4. Если раб ударит по

щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.

5. Если строитель построит дом

и этот дом разрушится, то… Д) …то должно отрезать ему ухо.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!