Комплексная контрольная работа по истории 11 класс
1 вариант
Время на выполнение работы 2 часа 20 минут (140 минут).
Часть 1. Задания с кратким ответом.
Ответы к заданиям 1-17 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа после задания в тексте работы.
-
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.
1) Первый созыв Земского собора
2) Присоединение Новгорода к Москве
3) Первый созыв Генеральных штатов во Франции
Ответ:
-
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ | | ГОД |
А) дарование конституции Царству Польскому Б) присоединение Астрахани к Русскому государству В) убийство князя Игоря в ходе восстания древлян Г) «стояние» на реке Угре | | 1) 1480 г. 2) 1556 г. 3) 1801 г. 4) 1881 г. 5) 1815 г. 6) 945 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
1) рядовичи; 2) волхвы; 3) помещики; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
-
Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием ____________________________________________.
-
Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ | | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
A) ассамблея Б) Сенат B) Кунсткамера Г) Синод | | 1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре 2) первое в России высшее учебное заведение 3) коллегия, ведавшая церковным управлением 4) первый музей в России 5) общественное собрание для отдыха, развлечений |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Пришёл Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: "Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого". Помолился и сказал: "Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего – убийцы и гордеца". И когда сказал так, двинулись противники друг на друга, и покрыло поле Альтинское множество воинов… К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал. …Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою. “Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянного…”
Ярослав же сел в Киеве, утёр пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
Б) «После смерти великого князя Всеволода Константин не захотел княжить во Владимире, но пожелал жить близ чудотворцев и церкви пречистой Богородицы в Ростове. Поэтому и захотел присоединить он Владимир к Ростову, а не Ростов к Владимиру, и замыслил, чтобы здесь был стол великокняжеский; но не допустила этого пречистая Богородица. И завещал великий князь Всеволод престол свой младшему после Константина сыну своему Юрию. Тогда Константин разгневался на брата из-за его княжества, а великий князь Юрий начал войну против Константина…
Так великий князь Юрий многократно приходил во владения брата, но возвращался посрамлённый.
…А затем на Ярослава Переяславского пришёл Мстислав Мстиславич, тесть его, и другие князья, и привлекли они на свою сторону Константина, а на стороне Ярослава, своего брата, выступил великий князь Юрий. И был у них бой на Липицах и на Юрьевой горе, и здесь все полки великого князя Юрия погибли. Победив князя Юрия, посадили на престол во Владимире Константина».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В данном фрагменте летописи говорится о событиях XIII в.
2) Князь, победивший в результате описанной в тексте борьбы, получил прозвище «Мудрый».
3) Современником событий, описываемых в фрагменте летописи, был Сергий Радонежский.
4) События, о которых повествует летопись, происходили в период политической раздробленности Руси.
5) Братья князя, победившего в результате описанной в тексте борьбы, стали первыми русскими святыми.
6) В том же веке, к которому относятся описываемые в тексте события, произошёл неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
Какие три новые черты из перечисленных ниже характерны для экономики России в XVII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) формирование капиталистического уклада в текстильной промышленности
2) специализация регионов на производстве определенных товаров
3) появление первых мануфактур
4) отмена внутренних таможенных пошлин
5) выход продукции русских мануфактур на европейские рынки
6) законодательная защита отечественных купцов от иноземной конкуренции
Ответ:
8. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их царствования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВИТЕЛИ | СОБЫТИЯ |
A) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Екатерина II | 1) Ливонская война 2) восстание под предводительством И. И. Болотникова 3) разделы Речи Посполитой 4) Северная война 5) учреждение патриаршества в России |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Социально-экономическое преобразование | Результат |
__________(А) | Введение системы интендантов | Создание благоприятных условий для сбора налогов |
Пётр III | Запрет покупки крестьян к заводам | __________(Б) |
__________(В) | __________(Г) | Дробление дворянских имений |
Пётр I | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Екатерина II
2) увеличение численности налогоплательщиков
3) отмена указа о единонаследии
4) издание указа о секуляризации церковных земель
5) расширение использования наёмного труда в промышленности
6) Людовик XIII
7) облегчение распределения государственных заказов на изготовление военной продукции
8) введение подушной подати
9) Анна Иоанновна
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
Прочтите отрывок из письма.
«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы « [ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», — это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…
[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас — не стоит подробно и рассказывать!»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор письма — царь Алексей Михайлович.
2) Письмо было написано в XVI в.
3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник.
4) В письме упоминаются члены Избранной рады.
5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо.
6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти.
Ответ:
11-14. Рассмотрите схему и выполните задания.
-
Назовите российского государя, при котором происходила война, события которой обозначены на схеме.
Ответ:_____________________________________________
10525
Алексей Михайлович
-
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:_______________________________________________
-
Напишите название периода в отечественной истории, когда Российское государство утратило обозначенный на схеме цифрой «3» город и прилегающие территории, возвращённые в результате войны, событиям которой посвящена схема.
Ответ:__________________________________________________
-
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Война, события которой обозначены на схеме, произошла в XVII в.
2) Российский государь, при котором происходили обозначенные на схеме события, получил престол в результате избрания на Земском соборе.
3) В обозначенном на схеме цифрой «1» государстве государи выбирались на съездах местной знати.
4) Обозначенный на схеме цифрой «2» город был через два года после окончания войны возвращён Россией противнику.
5) Перемирие, завершившее войну, событиям которой посвящена схема, было заключено в Андрусово.
6) В том же веке, к которому относятся отображённые на схеме события, Россия завоевала выход к Балтийскому морю.
Ответ:
-
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) Исаакиевский собор Б) церковь Спаса на Нередице B) Архангельский собор Московского кремля Г) Кремлевский Дворец Съездов | 1) Сооружение спроектировано архитектором О. Монферраном. 2) Здание было построено во времена Ивана IV Грозного. 3) Автор — архитектор О. И. Бове. 4) Здание было сооружёно под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV в. 5) Сооружение возведено за один сезон новгородским князем в память о погибших сыновьях. 6) Для строительства здания был снесён целый ряд кремлёвских построек XV-XIX вв. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16-17. Рассмотрите изображение и выполните задания.
-
Какие суждения, связанные с картиной, которую Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор данной картины входил в «Товарищество передвижных выставок».
2) Противником русских войск в войне, события которой изображены на данной картине, были австрийские войска.
3) Полководец, изображённый на данной картине, был участником Отечественной войны 1812 года.
4) События, изображённые на данной картине, происходили в годы правления Екатерины II.
5) Полководец, изображённый на данной картине, является автором книги «Наука побеждать».
3777
15
Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.
-
Какие из представленных ниже картин относятся к тому же стилю (направлению) в живописи, что и предшествующая картина? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Часть 2. Задания с развернутым ответом.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 18-20. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок датского посланника Юста Юля.
«Лишь только я с подобающим почтением представился царю, он спросил меня о здоровье моего всемилостивейшего короля . Вслед за этим он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною. Царь немедля вступил со мной в такой дружеский разговор, что, казалось, он был моим ровнею и знал меня много лет. Сейчас же было выпито здоровье моего всемилостивейшего государя и короля. Царь собственноручно передал мне стакан, чтоб пить эту чашу. При нём не было ни канцлера, ни вице-канцлера, ни какого-либо тайного советника, была только свита из 8 или 10 человек. Он равным образом не вёз с собою никаких путевых принадлежностей — на чём есть, в чём пить и на чём спать.
Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приёмах, но весьма проницателен и умён. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. 15 декабря 1709 г. После полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле . Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения , царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел её, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт (голландский военно-морской чин, равный генерал-майору). Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным
примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальника. С верфи царь пошёл в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников .»
-
Назовите имя царя, о котором говорится в документе, и годы его правления. Напишите название войны, во времена которой происходили описанные в документе события.
-
Какие личные качества царя отмечает Юст Юль (укажите не менее трёх черт)?
-
Какие военные реформы были проведены этим царём? Приведите не менее трёх реформ.
21. Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.
22. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Распределение заданий КИМ ККР по уровню сложности
Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней сложности.
Часть 2 содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Продолжительность ККР по истории
Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:
Часть 1. Для каждого задания 3-7 минут.
Номер задания | Примерное время выполнения |
1 | 3 |
2 | 3 |
3 | 3 |
4 | 3 |
5 | 7 |
6 | 7 |
7 | 3 |
8 | 3 |
9 | 7 |
10 | 7 |
11 | 10 |
12 |
13 |
14 |
15 | 3 |
16 | 3 |
17 | 3 |
ИТОГО: | 65 минут |
Часть 2. Для каждого задания 5-20 минут.
Номер задания | Примерное время выполнения |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
ИТОГО: | 75 минут |
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Полный, правильный ответ на задания № | Баллы |
№ 1 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 2 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 3 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 4 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 5 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 6 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 7 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 8 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 9 | 3 полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка – 2 балла. Если допущено две-три ошибки - 1 балл. Если допущено четыре и более шибки или ответ отсутствует – 0 баллов. |
№ 10 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 11 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 12 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 13 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 14 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 15 | 2 балла полный правильный ответ. Если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов. |
№ 16 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 17 | 1 балл полный правильный ответ. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
№ 18 | От 0 до 2 баллов |
№ 19 | От 0 до 2 баллов |
№ 20 | От 0 до 2 баллов |
№ 21 | От 0 до 3 баллов |
№ 22 | От 0 до 5 баллов |