СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текст

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текст»

Комплексный анализ текста № 1. 8 класс

1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили - в космос.., на Земле или даже в собственной квартир...
(8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал - так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки.
(11)Берегите знаки препинания!

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.

7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

8. Выпишите из предложения №4 наречие.

9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9

12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.









Комплексный анализ текста № 2. 8 класс

1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.

(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. . (С. Михалков)

2.Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложения 4 выпишите два словосочетания с типом подчинительной связи согласование.

7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление.

8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.

9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями.

10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6.

13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие.

14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.













Комплексный анализ текста № 3

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжки
Застег(и/е)вает (с/з)дешние леса,
Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,
Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.

(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).
(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.
(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,
И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте.

8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.

9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.

11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.

13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.

14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.

15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.




















Комплексный анализ текста № 4

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.

(5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени